Найти тему
КиноРаритет

10 лучших фильмов о театре разных стран и эпох

Оглавление

Кино объединяет в себе остальные искусства - и литературу, и живопись, и музыку, и даже архитектуру. Другим таким смешанным искусством является театр. Применение в нём находится и костюмерам, и декораторам, и композиторам, и, конечно, драматургам. Интересно понаблюдать связь между двумя этими смешанными видами искусств. Среди театральных актёров принято с некоторой надменностью отзываться даже о собственных работах в кино. И мне не приходит на память ни один спектакль, действие которого бы развивалась на съёмочной площадке, в стенах киностудии или хотя бы в кинотеатре. Зато вот кинематограф театры любит, и часто театральная жизнь становится основой для сюжета фильма. В эту подборку я включил 10 наиболее талантливых фильмов о театре разных стран и эпох.

Жан-Луи Барро и Арлетти сами были отличными театральными актёрами, и в кино сыграли отличных артистов (Источник фото - скриншот)
Жан-Луи Барро и Арлетти сами были отличными театральными актёрами, и в кино сыграли отличных артистов (Источник фото - скриншот)

1. Дети райка (Les Enfants du paradis) - 1945

Даже если бы в этом списке фильмы были выставлены не по времени выхода их на экраны, а по рейтингу, «Дети райка», скорее всего, всё равно оказались бы первыми. Когда в Европе ещё шла война, во Франции снимали этот дивный шедевр, скрывая, что большая часть съёмочной группы состоит в Сопротивлении, а художественный дизайнер и композитор фильма – евреи. При этом фильм совсем никак не связан с событиями Второй мировой. Его действие разворачивается в театральном квартале Парижа на век раньше. В труппе одного из театров работает мимом талантливый и тонкий актёр Батист, которому творчески тесно в низкопробных постановках и неуютно в мире, где много коварства, чванства, преступлений и жестокости. Батист влюбляется в не самую достойную женщину, сам же не замечает, как сильно его любит партнёрша по сцене. Все эти любовные треволнения служат сюжетной ниткой, на которую нанизаны бусины наблюдений за закулисной жизнью. Остроумный сценарий, блестящая актёрская игра (в первую очередь – исполнителя главной роли Жан-Луи Барро) и талантливая режиссура Марселя Карне делают «Детей райка» практически идеальным произведением кинематографа.

Обе актрисы из фильма "Всё о Еве" были номинированы на "Оскар" и обе совершенно несправедливо его не получили (Источник фото - скриншот)
Обе актрисы из фильма "Всё о Еве" были номинированы на "Оскар" и обе совершенно несправедливо его не получили (Источник фото - скриншот)

2. Всё о Еве (All About Eve) – 1950

Американская драма Джозефа Манкевича про вымышленную звезду Бродвея Марго Ченнинг. Ей поклоняются театралы, в неё влюбляются мужчины, а девушки мечтают стать такими же популярными артистками. Одна из фанатичных поклонниц Марго по случаю становится приближенной к своему кумиру. Но вскоре актриса замечает в Еве амбициозность и коварство, которые до поры до времени тщательно скрывались девушкой под маской невинной восторженности. У фильма «Всё о Еве» множество наград, шесть «Оскаров» и ещё восемь номинаций (включая номинацию исполнительницам двух главных женских ролей Бетт Дэвис и Энн Бакстер), и он постоянно оказывается в списках лучших фильмов по разным категориям (не только лучших фильмов о театре). Кроме того, «Всё о Еве» известен одним из ранних заметных появлений Мэрилин Монро, которая только-только начинала становится колоссальной кинозвездой.

Итальянка Анна Маньяни, как показала комедия "Золотая карета" могла сыграть даже сердцеедок (Источник фото - скриншот)
Итальянка Анна Маньяни, как показала комедия "Золотая карета" могла сыграть даже сердцеедок (Источник фото - скриншот)

3. Золотая карета (Le carrosse d'or) – 1952

Всякий, кто имеет представление о внешности великой итальянской актрисы Анны Маньяни, согласится, что со стороны французского режиссёра Жана Ренуара было странным решением отдать ей роль сердцеедки, от которой с ума сходят мужики. Но Маньяни, которой больше к лицу образы суровых крестьянок и побитых жизнью римлянок, сумела быть убедительной и в этой нетипичной для неё ипостаси. Она играет актрису передвижного театра, которая приезжает с выступлениями в Перу 18-го века. В приму комедиантов влюбляются тореодор, солдат и наместник короля, что приводит к забавным, а иногда и опасным недоразумениям. Сама Маньяни эту роль не любила, но «Золотая карета» по пьесе Проспера Мериме получилась дивным фильмом, одним из лучших о театральных артистах.

Бродячая труппа - не главное в фильме Бергмана, но сцены со средневековыми актёрами очень важны в его шедевральном признании страха перед смертью  (Источник фото - скриншот)
Бродячая труппа - не главное в фильме Бергмана, но сцены со средневековыми актёрами очень важны в его шедевральном признании страха перед смертью (Источник фото - скриншот)

4. Седьмая печать (Det sjunde inseglet) - 1957

Конечно, этот кинематографический шедевр Ингмара Бергмана вовсе не о театре. Фильм много о чём - о боязни смерти, о поисках Бога. Даже о шахматах. Ну, и о театре, всё-таки тоже, ведь актёры бродячего театра– одни из основных персонажей. Они бродят от города к городу, дают шутливые выступления перед непритязательной толпой, уводят чужих жён, и всё это – на фоне вымирающих от чумы средневековых городков. Мрачное и жутковатое кино, в котором всё же находится место жизнеутверждающим ноткам. В фильме «Седьмая печать» впервые у Ингмара Бергмана сыграл Макс фон Сюдов, с которым они будут работать ещё много-много раз.

Комики Зеро Мостел и Джин Уайлдер пытались саботировать собственный спектакль в фильме Мела Брукса "Продюсеры" (Источник фото - www.framerated.co.uk)
Комики Зеро Мостел и Джин Уайлдер пытались саботировать собственный спектакль в фильме Мела Брукса "Продюсеры" (Источник фото - www.framerated.co.uk)

5. Продюсеры (The Producers) – 1967

Дебютная и сразу очень смешная комедия Мела Брукса с прекрасным дуэтом Джина Уайлдера и Зеро Мостела. Они играют двух театральных продюсеров, которые придумывают хитроумный план, как разбогатеть на провальной постановке. Согласно плану, они делают всё, чтобы спектакль получился ужасающим – берут за основу самую дурную пьесу, нанимают сумасшедшего режиссёра, приглашают самых переигрывающих актёров, но… Если вдруг вы по какой-то причине этот фильм ещё не видели, не стану продолжать, чтобы не проспойлерить финал. В 2005-м году вышел ремейк «Продюсеров» с Мэттью Бродериком и Натаном Лэйном в главных ролях, тоже весьма недурственный.

В одном кадре (и на одной сцене) - Александр Збруев, Лариса Удовиченко, Алиса Фрейндлих, Лев Дуров, Леонид Филатов - вот это "Успех"! (Источник фото - скриншот)
В одном кадре (и на одной сцене) - Александр Збруев, Лариса Удовиченко, Алиса Фрейндлих, Лев Дуров, Леонид Филатов - вот это "Успех"! (Источник фото - скриншот)

6. Успех – 1984

Константин Худяков – не самый выдающийся советский кинорежиссёр, но и постановщику куда меньшего дарования было бы сложно испортить такой сценарий (его написал Анатолий Гребнев), да ещё с таким мощным актёрским составом. Леонид Филатов в фильме «Успех» играет молодого театрального режиссёра, который приезжает в провинциальный театр ставить чеховскую «Чайку». Он пытается разворошить скучающую в рутинном существовании труппу, что моментально приводит к конфликтам с надменной примой театра (её играет Алиса Фрейндлих), с приятелем по институту (Александр Збруев) и даже с предельно доброжелательным и покладистым актёром «на вторых ролях» (Лев Дуров). Но главный герой слишком болеет этой важной для дальнейшей его творческой карьеры постановкой, и он упорно заставляет артистов следовать его замыслу.

Фрэдди Крюгер в опере - Роберт Инглунд всю жизнь пытается отойти от образа Фрэдди Крюгера, но получается далеко не всегда (Источник фото - скриншот)
Фрэдди Крюгер в опере - Роберт Инглунд всю жизнь пытается отойти от образа Фрэдди Крюгера, но получается далеко не всегда (Источник фото - скриншот)

7. Призрак оперы (The Phantom of the Opera) – 1989

Уверен, вам покажется этот пункт списка покажется вам самым неочевидным. У романа Гастона Леру было почти двадцать экранизаций, включая несколько мини-сериалов и телеспектаклей. Но вместо того, чтобы выбрать самую первую из них (она была поставлена в Германии аж в 1916-м году!), или самую именитую (поставленную в Италии хоррор-мейкером Дарио Ардженто с Джулианом Сэндсом в заглавной роли), или самую пышную версию 2004-го года в постановке Джоэля Шумахера, украшенную музыкой Эндрю Ллойда Уэббера, я ставлю в список второсортный ужастик. Почему? За вольное обращение с первоисточником, от которого авторы максимально далеко отошли. За ту лёгкость, с какой в фильме действие перекидывается из современной Америки в викторианский Лондон и обратно. За красивый вокал. Ну, и за Роберта Инглунда, который снимался здесь в перерыве между двумя частями «Кошмара на улице Вязов». В образе композитора, продавшего душу Дьяволу, он выглядит чуть менее эффектно, чем в гриме Фрэдди Крюгера, и даже немного трогательно. Кстати, обратите внимание, в одной из второстепенных ролей в данной версии «Призрака оперы» появляется Билл Найи, который прославится гораздо позже участием в фильмах «Реальная любовь» и «Пираты Карибского моря», но хорош уже тут.

Навскидку: Ильин, Евстигнеев, Филатов, Маковецкий, Цыплакова, Абудлов, Шацкая, Ахеджакова... Вот это я понимаю - звёздный состав! (Источник фото - скриншот)
Навскидку: Ильин, Евстигнеев, Филатов, Маковецкий, Цыплакова, Абудлов, Шацкая, Ахеджакова... Вот это я понимаю - звёздный состав! (Источник фото - скриншот)

8. Сукины дети – 1990

Любопытно, конечно, что в двух советских фильмах, попавших в список, играет Леонид Филатов. Но только если в «Успехе» он изобразил одержимого постановкой талантливого режиссёра, то в перестроечных «Сукиных детях» у него совершенно противоположная роль. Филатов играет закоснелого, надменного и коварного комитетчика, которого присылают давить театральную труппу после того, как её художественный руководитель в интервью зарубежной прессе позволил себе ряд антисоветских высказываний. Теперь от его актёров требуют предать своего руководителя – они должны коллективным письмом заклеймить его позором. Но актёры – эти «сукины дети», казалось бы, не отличающиеся ни гордостью, ни высокой моралью, - вдруг сплочённо бунтуют и идут против системы. Великолепное кино, в котором нет проходных ролей, а множество звёзд советского кино демонстрируют сочную актёрскую работу. Что, кстати, часто бывает, когда режиссёром фильма становится актёр, а это как раз тот случай – «Сукиных детей» поставил сам Леонид Филатов, и это, к сожалению, единственная его постановка в кино.

Пьеса Майкла Фрейна "Не шуметь!", пожалуй, самое смешное, что написано о театральной жизни (Источник фото - скриншот)
Пьеса Майкла Фрейна "Не шуметь!", пожалуй, самое смешное, что написано о театральной жизни (Источник фото - скриншот)

9. Безумные подмостки (Noises Off...) – 1992

Гомерически смешное кино! Как и невероятно смешны сценические постановки пьесы английского драматурга Майкла Фрейна, по которой оно снято. Эту пьесу (которая на самом-то деле называется «Не шуметь!») ставили и в СССР под названием «Театр», а на экран её ещё несколько раз пытались переносить в Австрии, Сербии и Греции. Но самая лучшая версия, конечно, эта. Майкл Кэйн играет в ней режиссёра, который ставит некую дурацкую комедию положений. Он и вся труппа очень волнуется перед первым показом. Но постепенно, представление за представлением все расслабляются, начинают давать волю своим внутренним конфликтам, симпатиям и страстям, и в итоге спектакль превращается в хаос, сначала за кулисами, а затем и на сцене. Фильм поставил Питер Богданович, а помимо Кэйна в нём сыграли Джули Хэгерти, Денхольм Эллиот, Джон Риттер и Кристофер Ривс (за три года до случившегося с ним трагического падения с лошади).

На Майкла Китона давлеет роль Бэтмэна так же, как на его персонажа - Бёрдмэн (Источник фото - https://www.britannica.com)
На Майкла Китона давлеет роль Бэтмэна так же, как на его персонажа - Бёрдмэн (Источник фото - https://www.britannica.com)

10. Бердмэн(Birdman or The Unexpected Virtue of Ignorance) – 2014

Казалось бы, кого могла заинтересовать двухчасовая трагедия об актёре-неудачнике, который после участия в супергеройских фильмах совершенно позабыт зрителями и критиками, и теперь пытается реанимировать карьеру бродвейской постановкой? Но фильм Алехандро Гонсалеса Иньяриту совершенно неожиданно был осыпан наградами (включая 4 «Оскара»!), а в кинотеатрах мира принёс почти в пять раз больше денег, чем стоил студии. Кто-то шёл посмотреть на блестящую работу операторов и монтажёров (фильм сделан так, словно в нём совсем обошлись без склеек). Кто-то – на любимых актёров (а в кадре появляются Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Эдвард Нортон, Зак Галифианакис). Но главное достоинство «Бёрдмена» - это невероятной энергии игра Майкла Китона в главной роли. Он, фактически сыграл самого себя, ведь ему прекрасно известно, как роль какого-нибудь крылатого супермена возносит на пик славы и одновременно с этим разрушает карьеру.

Вполне могли оказаться в этой десятке лучших следующие фильмы: «Чёрный лебедь» Даррена Аранофски, «Большой» Валерия Тодоровского, «Быть или не быть» (причём, обе версии - и 1942-го, и 1983-го годов), «Начало» (не Нолана, конечно, где театром и не пахнет, а Глеба Панфилова). Едва не попал в список двухсерийный телефильм «Театр» с Вией Артмане в главной роли, но после пересмотра я решил, что он оказаться в этой десятке всё же не достоин.