Найти в Дзене
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"Когда же он заговорит?!" - 3 вещи, без которых самостоятельная речь никогда не появится

Оглавление

Родители детей раннего возраста практически всегда больше всего переживают насчёт речи. Я не исключение: когда Лёва был маленький и имел обилие других проблем по развитию, на приёме врача я в первую очередь всё равно озвучивала: "Он не говорит".

Сейчас я уже знаю, что речь не берётся из ниоткуда. Чтобы ребёнок полноценно заговорил, а не издавал нечленораздельные звуки или словесную бессмыслицу, ему сначала надо пройти определённые этапы развития.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Над чем же нужно поработать, чтобы получилось вызвать речь у ребёнка?

Понимание

Понимание речи в норме всегда появляется раньше, чем сама речь. При нормальном развитии ребёнок уже к концу первого года жизни понимает и откликается на своё имя, имеет небольшой словарный запас обиходных предметов, а иногда даже может показать их по просьбе.

Каждое слово, которое слышит малыш, в его мозге "привязывается" к определённому предмету. Так происходит накопление словарного запаса, который ребёнок будет использовать в будущем в своей собственной речи.

-2

Если ребёнок НЕ понимает речь, накопления словарного запаса не происходит. Раз нет словарного запаса, то и нет слов, которыми ребёнок мог осмысленно что-то выразить.

При сенсорной алалии речь часто появляется раньше понимания. Нередко её сопровождает такой симптом, как логорея ("словесный понос"). Эти дети могут много говорить, но из-за того, что ребёнок не может накопить словарный запас, привязывая конкретное слово к конкретному предмету, получается околесица а-ля "Стол пошла окно мама ведро". То есть, речь вроде как есть, но она совершенно бесполезна.

Подражание

Ещё одна вещь, без которой невозможно развитие полноценной, произвольной речи.

В норме малыши внимательно смотрят на своих взрослых, слушают их и наблюдают, как они произносят те или иные слова. Со временем ребёнок начинает понемногу воспроизводить увиденное, подражая взрослым.

Важно то, что подражание должно быть произвольным!

При той же сенсорной алалии ребёнок ведь говорит, то есть, казалось бы, у него должно быть подражание. Однако, если зайти чуть дальше, то выявляется интересная особенность - при просьбе повторить, такие дети часто не могут воспроизвести только что сказанное. То есть, сенсорный алалик говорит нецеленаправленно.

Также, для подражания очень важно, чтобы у ребёнка было всё в порядке с артикуляционным аппаратом со стороны здоровья.

Дизартрия, короткая уздечка языка, гипер и гипотонус мышц рта, проблемы со слухом приведут к тому, что ребёнок может и рад бы повторять за взрослым, но не может.
На предмет этих нарушений обязательно нужно обследоваться у врачей (невролог, ЛОР, хирург) и логопеда, если видно, что ребёнок в целом нормально развивается, всё понимает, но упорно молчит.

Потребность в сотрудничестве

Собственно, исторически речь так и появилась - люди при помощи неё сотрудничали и могли вместе добиться чего-то большего, чем по одиночке.

В случае, когда развитие идёт нормально замедлить появление речи может понимание ребёнка взрослыми без слов: малыш ткнул пальцем, а мама, сломя голову, бежит на помощь. У ребёнка нет потребности напрягаться и говорить, нет потребности сотрудничать - ему и так всё сделают.

Если говорить про особых детей, то здесь всё сложнее. Особенности развития малышей с аутизмом, например, ведут к сложностям в любой коммуникации, и в речевой в том числе. Алалики с сенсорным компонентом имеют трудности с пониманием речи, неустойчивое слуховое внимание и раздражительность потому, что ничего не получается. Тем не менее, особых детей также вполне реально мотивировать говорить.

Главное не насиловать ребёнка неинтересными для него вещами и требованиями типа: "Повтори за мной: "Мама"! Повтори!". Это правило справедливо и для особых детей, и для абсолютной нормы! Некоторые родители слишком усердствуют с таким подходом, доводя ребёнка до слёз. В результате к молчанию может прибавиться ещё и речевой негативизм, вызванный чрезмерной настойчивостью.

Намного легче действовать через игрушки, интересы и эмоции. Например, любит ребёнок играть в поезд - сопровождаем игру звукоподражаниями: "Чух-чууух!" или "Ту-ту", или любит качаться на лошадке - "Но-но!", любит играть с самолётиком - "У-у-у".

К звукоподражаниям со временем стоит добавлять полноценные слова-объяснения. То есть, "Самолёт летит: у-у-у". Так ребёнок постепенно сможет перейти со звукоподражаний на полноценную речь.

Так можно незаметно потихоньку навязать ребёнку звукоподражания, в которых он будет видеть для себя выгоду, ведь он сможет их использовать для обогащения своей игры. А звукоподражания это уже полпути к появлению полноценной речи.

Также, когда ребёнок вышел на НЕсловесное сотрудничество (уверенно использует указательный жест для просьб), можно пробовать аккуратно не замечать его тычки пальцем, а реагировать только на слово "Дай" или хотя бы что-то похожее. Отсутствие реакции взрослого на жесты побудит ребёнка использовать речь, чтобы получить желаемое.

Важно: ребёнок не должен чувствовать, что его игнорируют - может пошатнуться доверие и стремление общаться. Требуется изобразить этакую большую занятость и как бы случайно не видеть, что малыш просит что-то жестом.

Подвожу итоги: понимание, подражание и потребность - ступеньки развития, которых обязательно должен достичь ребёнок, чтобы мочь заговорить. Если у вас не хватает чего-то из этого на данный момент, следует сначала отрабатывать именно эти вещи, так как полноценная речь без какого-то из этих элементов попросту не сможет развиться.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)

Достаточно ли ваш ребёнок понимает речь? Всё об уровнях понимания речи

Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР