Мы постепенно привыкаем к эпидемии, но коронавирус SARS-CoV-2 все еще не сдается. Проблема второй волны эпидемий появляется все чаще и чаще. Что это такое и можно ли этого избежать? Эксперты отвечают на самые важные вопросы.
Что такое вторая волна?
Если количество новых инфекций уменьшается, а затем снова увеличивается, появляется волна. Но не каждый такой скачок – это новая волна эпидемий. Хотя не существует официального единого и конкретного определения для второй волны, вирусологи и эпидемиологи сходятся во мнении, что основным определяющим фактором является контроль исходной ситуации.
Чтобы сказать, что первая волна эпидемии закончилась, необходимо контролировать вирус. И кривая болезни должна сгладиться. Только после этого времени, если мы снова будем иметь дело с постоянным ежедневным увеличением новых случаев, можно будет говорить о прибытии второй волны.
Новая Зеландия или Пекин пока не сталкиваются со второй волной, где после нескольких десятков дней без новых инфекций было подтверждено лишь несколько изолированных новых случаев. Некоторые говорят, что Иран может быть первой страной, которая выполнит условия для объявления второй волны болезни.
Вторая волна действительно появится?
Ответ в основном зависит от наших решений и сохранения так называемого санитарного режима. В связи с тем, что ограничения в большинстве стран необоснованно смело снимаются, существует высокий риск того, что вторая волна действительно придет.
Потенциал ясно виден, потому что вирус все еще существует и является не менее смертельным или заразным, чем в начале 2020 года, когда разразилась пандемия. До сих пор неизвестно, сколько людей заразились и приобрели иммунитет, и насколько силен и долговечен этот иммунитет.
— Данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство людей по-прежнему подвержены инфекции, — говорит доктор Адам Кучарски из Лондонской школы гигиены и тропической медицины. Он не исключает, что нам придется снова бороться с коронавирусом.
Что может вызвать вторую волну?
Прежде всего, ограничения были сняты слишком быстро, а запреты были слишком ослаблены. Блокада вызвала огромные проблемы во всем мире – экономические проблемы, быстро растущая безработица, закрытые школы и университеты. Понятно, что эта ситуация не могла сохраняться слишком долго. Однако, где это возможно, следовало (и следует) соблюдать дистанцию, переходить на удаленную работу и избегать контактов в слишком больших группах.
Меры предосторожности постепенно меняются – ограничения снимаются, но вводится отслеживание контактов или обязательство использовать маски и перчатки.
Важно быстро реагировать и на случаи новых региональных вспышек и временно повторно вводить блокады и запреты. В противном случае они способствуют второй волне.
Будет ли вторая волна такой же, как первая?
Если это так, это будет означать, что глобальные усилия по борьбе с пандемией были недостаточными. Значение R, то есть уровень заражения, показывающий, сколько новых людей инфицировано в среднем одним пациентом, в начале эпидемии составляло 3. Что означает очень быстрое распространение.
Но благодаря внесенным изменениям, а также нашему здравому смыслу – заботе о гигиене, дистанции и избегании скопления людей – коэффициент R значительно снизился.
По словам доктора Кучарски, ни одна страна не вернется к этапу, где R был равен 3. Если число зараженных снова начнет увеличиваться, это, вероятно, будет достаточно медленное увеличение.
Однако вторая волна – теоретически – может быть больше первой. По двум причинам: многие люди по-прежнему подвержены инфекции, и социальная бдительность была усыплена, потому что мы привыкли к коронавирусу.
Когда произойдет вторая волна? Будет ли зима ухудшать ситуацию?
Доктор Кучарски утверждает, что вторая волна эпидемии не «гарантирована», хотя он понимает, что она может наступить осенью или зимой. Другие эксперты говорят, что в некоторых районах вторая волна может появиться в августе или начале сентября.
Теория о том, что холодная погода увеличит распространение коронавируса SARS-CoV-2, основана на наблюдениях других коронавирусов, которые легче распространяются зимой и осенью – во времена года, характерные для сезонного гриппа.
— Весна, несомненно, помогла нам. Вторая волна почти неизбежна, особенно по мере приближения к зимним месяцам. Задача правительства состоит в том, чтобы убедиться, что пиковая заболеваемость не будет настолько большой, чтобы перегружать систему здравоохранения, — говорит проф. Джонатан Болл, вирусолог из Ноттингемского университета.
Будет ли вирус менее опасным и перестанет быть проблемой?
Одним из аргументов в пользу смягчения вируса является то, что коронавирус становится менее опасным по мере своего развития. Теория заключается в том, что вирусы будут продолжать распространяться, пока они не убьют своих хозяев. Таким образом, они становятся менее агрессивными, чтобы «питаться» людьми дольше.
Но спустя более чем полгода после вспышки в Ухане нет четких доказательств того, что вирус мутирует, чтобы распространяться легче или, наоборот, стать менее смертоносным.
— Я думаю, что вирус сейчас в «полном порядке»: люди часто имеют очень легкие или бессимптомные инфекции. А коль уж он может распространяться, то нет оснований предполагать, что коронавирус должен стать мягче, — подчеркивает проф. Болл.