Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.16): ПРИМИТЕ ЕГО СЛОВО

Оглавление

(Евр. 4:12, 13)

«Ибо слово Божие живо, и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его; Ему дадим отчет».

Увещевание 4:4–11 подытоживается в стихах 12 и 13 утверждением о том, что пренебрежение к слову Божьему является серьёзной ошибкой. И это так, потому что это является пренебрежением к Самому Богу. Контекст указывают на то, что «слово» в стихе 12 должно быть Словом Божьим — либо в устной форме, как упоминается в Псалме 94, либо в письменной, так как «словом Божьим» называется «Писание».

Стоит отметить четыре слова в стихе 12: «живо», «действенно», «проникает» и «судит». Библия — это «живое» Слово Божье, ибо оно даёт жизнь от Бога. Оно «действенно», так как способно достигать своей цели. Оно «проникает»; Бог, через Своё писаное Слово, пронзает нас до самых глубин нашей души Своей истиной. Благодаря обличающей силе Его вести мы приходим к пониманию того, что являемся осуждёнными грешниками. Затем, благодаря благодати, явленной в Писании, мы начинаем верить, что у нас есть славная надежда на вхождение в Его вечный покой. Наконец, Слово Божье «судит», ибо Бог знает наши сердца. Ничто не скрыто для Него (ст. 13).

СЛОВО БОЖЬЕ ЖИВО И ДЕЙСТВЕННО (4:12)

Написанное Слово Божье «живо» (дзао) и «действенно» (энергес). Слово Божье может выявлять и обнаруживать помышления человеческого сердца. Какое потрясающее заявление! Неудивительно, что Слово Божье названо «живым»! (см. Деян. 7:38; 1 Пет. 1:23). «Слово Божье живо, активно живо и, на что указывает грамматическое время, постоянно действенно. Это сила» (Вуст). Утверждение, что Слово Божье «действенно», напоминает Ис. 55:11, где пророк заявлял, что Слово Божье не возвращается к Нему тщетным, но исполняет то, что угодно Ему. Так как ничто не может быть скрыто от Бога, то Он и предназначил евангелию оказывать воздействие на каждую часть нашего существа и обнажать наши слабости.

Открывая нам самих себя, Бог также открывает нам Себя в Своём Слове. Между Богом и Его Словом существует самая теснейшая связь. Возможно, что «Слово Божие» в стихе 12 есть ещё один способ сказать «Бог», так как стих 13 легко переходит к разговору о Самом Боге. Слово может показать читателю, где у него духовная проблема, и предоставить действенное лекарство от его душевных недугов. Божья весть предназначена не для мёртвого прошлого; оно живо для нас «ныне» (ст. 7).

«Слово» в стихе 12 — это логос, термин, которым называют Иисуса Христа. Некоторые древние авторы тоже усматривали здесь ссылку на Иисуса. Они придерживались этой точки зрения, потому что им казалось, что фактические устные или письменные слова Бога не обладали такой силой, какую им приписывали. Однако они не доходили до такой крайности, как некоторые скептики сегодня, которые смотрят на Слово Божье как на мёртвую букву, не имеющую или почти не имеющую никакой силы.

СЛОВО БОЖЬЕ ПРОНИКАЕТ (4:12)

«Ибо слово Божие… острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов» (ст. 12). Вероятнее всего, «слово» (логос) означает слова, произнесённые Христом, евангелие, а также другие послания от Бога в Писании, а не указывает на личность Иисуса Христа. «Слово “судит”, или “критикует”. Израильтяне сами критиковали Слово Божье вместо того, чтобы позволить Слову судить их. Как следствие, они потеряли своё наследие» (Уирсби). «Проникает» (диикнеомай) предполагает, что Слово имеет в себе силу преображать жизни и менять наш психологический и духовный характер; евангелие обладает силой спасать (Рим. 1:16). Так же, как Бог поместил жизнь в семя, чтобы оно репродуцировало себя, Слово Его, как семя, хранит в себе жизнь (1 Пет. 1:23). «Семя [царства] есть слово Божие» (Лк. 8:11). Таким образом, вдохновенное Слово Божье, подобно семени, пускающему росток, даёт семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест (Ис. 55:10). Это то нетленное семя, которое даёт христианину новую жизнь. Мы рождены благовествованием (1 Кор. 4:15). А вот как сказано это в Слове Жизни: Павел «благодаря Его Евангелию стал вашим отцом».

Слово живо потому, что «оно отражает истинный характер Самого Бога, источник всего живого» (Гатри). Оно живо потому, что оно будет исполнено, ибо Бог по-прежнему влияет на результат всех Своих изволений и обещаний. Слово Божье есть само воплощение Его воли и Его обещаний, за которыми стоит Он Сам. Бог сказал, и были сотворены миры (Евр. 11:3). Слова от Бога (Пс. 94:7–11) предостерегали о возможности не войти в Его покой; одно только Его слово может не пустить грешников в Его присутствие! Не следует стараться отделить Бога от Его Слова.

Последователи Жана Кальвина верят, что Слово не обладает реальной силой без отдельного воздействия на сердце со стороны Святого Духа. Кальвин говорил: «Ибо как один только Бог может в достаточной мере засвидетельствовать Себя в Своём Слове, так и слово никогда не получит доверия в сердцах людей, пока не будет подтверждено внутренним свидетельством Духа» (цит. по Коттону). Такая точка зрения игнорирует тот факт, что Слово было полностью подтверждено в первом веке, а этого достаточно для того, чтобы заставить нас поверить, повиноваться и быть спасёнными (Мк. 16:17–20; Ин. 20:30, 31; Евр. 2:1–4). Любое заявление о необходимости дополнительного подтверждения отвергает убеждающую силу евангелия. Такое заявление отрицает, что есть какая бы то ни было «жизнь» в семени, Слове Божьем (1 Пет. 1:23), способная подарить новую жизнь умирающей душе. Такая концепция основывается на неправильном толковании Писания по той причине, что обещания, данные апостолам, переносят на современного человека (таковы Ин. 14:26; 16:12, 13; 1 Кор. 2:10–13).

Слово «проникает» встречается в «Евреям» только здесь. Это идея Луки, как и «разрывались от гнева» или «рвались сердцами своими» (Деян. 5:33; 7:54). Фраза описывает такое осознание своей вины или такой сильный гнев, когда человек теряет дар речи. «Разрывающая» сила евангелия видна в Деян. 2:36–38. Услышав проповедь Петра, многие из слушавших его «поражены были в самое сердце» (Славянское Евангельское Общество). Евангельская весть обличала. В Синодальной Библии перевод слова катаниссо в Деян. 2:37 как «умилились» слишком мягок; то же самое слово было использовано древним поэтом Гомером в описании воина, пронзающего копьём тело. Вот чёткое объяснение силы Слова:

«Оно проникает в самые глубокие и сокровенные тайники человеческой натуры и отсекает его низменную животную жизнь с её желаниями, интересами и привязанностями от его высокой духовной жизни с её стремлением к духовному общению с Богом точно так же, как обоюдоострый меч разрубает суставы и мозги физического тела. Оно не смотрит на внешний вид, но искусно судит помышления и намерения сердечные» (Хьюитт).

Задача Духа — убеждать и обращать (Ин. 16:7); это было достигнуто Словом, произнесённым Петром, которого вёл Дух (см. Деян. 2:36–41). Поэтому можно говорить, что мы обращены благодаря открытой Духом вести. Иисус утверждал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Дух животворит через Своё божественное Слово. Даже если бы ученики Христа могли буквально есть Его плоть, что, по мнению некоторых, происходит во время вечери Господней, то это не принесло бы им никакой пользы в вечности, ибо жизнь даёт Слово, а не плоть. Для достижения этой цели необходимо услышать это Слово, уверовать и повиноваться. Неудивительно, что Слово называют «мечом духовным» (Еф. 6:17). Оно «острее всякого меча обоюдоострого» (ст. 12), что вряд ли можно было бы сказать о личности Христа (Слова/Логоса). В Отк. 1:16 Христос изображён с мечом, выходящим из Его уст. Хотя это и другой образ в другом контексте, он говорит о силе Христа и Его Слова.

Фантастичная идея, что «слово» это прямое обращение Бога к индивидуальным сердцам отдельно от Нового Завета, коренится в предубеждениях кальвинистов и харизматов, а не в учении Писания.

«Оно проникает до разделения души и духа» (ст. 12) — интересное выражение. Слово Бога активно разделяет! Оно разделяет семьи и бывших друзей. Р. Ленски применил этот отрывок ко многим мирским и недуховным вещам, противостоящим Духу. Он сказал: «Мир может расхваливать многие из этих занятий как полезные и даже достойные; но Слово пронзает и показывает, что душа делает с духом». Таким образом, оно отделяет хорошее от плохого, что, возможно, является главным его значением.

БОЖЬЕ СЛОВО СУДИТ (4:12, 13)

Ещё «слово Божие… судит помышления и намерения сердечные» (ст. 12). Греческое слово, переведённое как «судит» (критикос), означает «распознающий». Ничто не может быть скрыто от Бога (ст. 13). Имеет ли стих 13 какое-нибудь отношение к определению природы человека или же это просто общее утверждение, «показывающее величайшую способность слова Божьего проникать в сложную внутреннюю природу человека…» (Коффман)? Или же это просто образный способ сказать, что «Бог знает нас полностью и досконально» (Стедман)? Это описание человеческой сущности похоже на мысль Павла, высказанную в 1 Фес. 5:23: «…ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Так как этот проникающий суд надвигается, а мы виновны в грехе, то какая у нас есть надежда на обретение силы продолжать эту борьбу длиною в жизнь? Вот ответ: «Слово» обнажает наши души, но «дадим отчёт» мы Богу (ст. 13). Опять «слово» оказывается продолжением Самого Бога. «Слово», ясно, имеет широкий спектр значений, но мы будем призваны «дать отчёт», объяснить своё поведение, соотнеся его со Словом Божьим. Как потрясающе будет предстать перед Богом и получить свою справедливую награду! Этот отрывок, наверняка, говорит о финальной расплате, так как всё будет «обнажено» (от гимнос; буквально, «голый») и «открыто» перед нашим Богом. Поэтому мы нуждаемся в представителе, который бы помог нам. Указание на эту потребность как бы вводит следующий пункт в обсуждении автора.

МЫ ДОЛЖНЫ ДАТЬ ОТЧЁТ БОГУ

Почему мы должны проповедовать о грядущем суде? Потому что «всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт» (ст. 13). Хотя автор Послания к евреям напоминает своим читателям о грядущем суде несколько раз (6:1, 2; 9:27; 10:27), ясно, что они уже были хорошо знакомы с этим библейским учением. Все должны явиться пред судилище Христово (2 Кор. 5:10, 11). Из-за этой истины, которую Павел полностью принял, он был вынужден «вразумлять людей» повиноваться Христу. Ничто не должно вызывать большего страха в сердцах верующих, чем тот факт, что мы будем стоять на суде. «Потому не устоят нечестивые на суде» (Пс. 1:5), то есть они не будут оправданы пред Богом.

В конце будет один суд для всех (Евр. 9:27). Нет такого понятия, как два или несколько судов, разделённых тысячелетием, ибо все мы предстанем пред Тем, Кто воскрешает нас из мёртвых (Ин. 5:28, 29). Старейшины дадут «отчёт» об овцах, доверенных им (Евр. 13:17). Непокорным душам на суде будет вынесен ужасный приговор: «…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его”» (Мф. 25:41). Без возможности быть приговорённым на вечные адские мучения в суде мало силы или смысла. Мы не должны избегать этой темы из страха перед её общей непопулярностью. Если люди легкомысленно говорят об аде и не беспокоятся о его истинной природе, то настало время серьёзно поговорить на эту тему. Как печально в Судный день будет проповеднику, который ранее проповедовал о суде со всей силой, но в свои последние дни стал слишком «обходительным» и не предостерёг потерянных!

ДУША И ДУХ

Следует ли различать «дух» (пнеума) и «душу» (психэ) или они всегда лишь варианты названий одного и того же понятия? Временами их трудно различить: разве не одно и то же — потерять душу и навечно потерять дух? (Мф. 16:26). Однако можно прочитать, что «душа» может умереть — но не «дух». На кресте Иисус предал Свой «дух» (пнеума) Отцу (Лк. 23:46) — но не «душу». Иногда «душа» обозначает целого человека, как в ссылке на «восемь душ» (от психэ), то есть человек, которые были спасены в ковчеге (1 Пет. 3:20). В других случаях психэ, кажется, обозначает то же самое, что и «дух».

Человек действительно обладает более высокой природой, которая должна обозначаться термином «дух». Его более низкая природа может быть его «душой» (психэ), что часто обозначает животную жизнь. «Дух» никогда не бывает более низкой природой человека. Слово Божье может разделять душу и дух точно так же, как оно может разделять суставы и мозги. Мы имеем право говорить, как это делает Послание к евреям, о «теле», «душе» и «духе» человека. Как бы мы ни рассматривали эти термины, мы знаем, что Бог сохранит во славе всю нашу личность целиком, включая новые духовные тела, которые сохранятся навечно. Однажды Он «осветит скрытое во мраке» (1 Кор. 4:5) — то, что обитает в наших сердцах, и всё прояснит в отношении нашей природы. Джордж Уэсли Бьюкенен был совершенно прав, когда говорил, что Слово Божье может «производить разделения и различия, невозможные для человека».

В 1 Фес. 5:23 подразумевается, что человек имеет тройственную природу. Однако попытки провести различия между душой и духом часто кажутся надуманными. Вот одна из них: «Тело — это дом для души, которая даёт жизнь телу, а дух предназначен Богом быть тем, что направляет душу, когда она оживляет тело» (Риз).

ДЕЙСТВЕННОЕ СЛОВО

Так как в Слове заключена огромная сила, оно должно проповедоваться; его должны преподавать с кафедр, на библейских занятиях и дома. Слово — как Ветхий, так и Новый Заветы — должно звучать с кафедр как постоянный поток знаний с практическим применением. Основная работа церковных руководителей — следить за тем, чтобы Слово преподавалось непрерывно, ибо Слово обладает силой обнажать секреты человеческих сердец и обращать их к праведности. Преподавание Библии на занятиях и домашнее изучение, какими бы хорошими они ни были, обычно не обладает силой и действенностью открытой и простой проповеди Слова.

Слово обладает «проникающей» силой. Это может означать следующее: если человек сохраняет Слово в своём сердце, чтобы потом можно было поразмышлять над ним, то оно укажет душе на её грех. А мы так сделали? Люди в день Пятидесятницы «поражены были в самое сердце» (Деян. 2:37; Славянское Евангельское Общество), то есть исполнились раскаяния. Слово разделило их. Они были готовы покаяться и креститься, что и было следующим повелением Петра (2:38). Если вы никогда не доходили до этого момента, вы никогда не были «поражены в самое сердце» и не были разделены Словом Божьим.

Следующее подводит итог тому, чем является Слово и что оно может делать в соответствии со стихами 12 и 13: во-первых, это Слово Бога. Во-вторых, оно живо. В-третьих, оно сильное и могущественное. В-четвёртых, оно эффективно, «острее всякого меча обоюдоострого». В-пятых, оно проникающее. В-шестых, оно возрождающее, «проникает до разделения души и духа». В-седьмых, оно открывает и разоблачает «помышления и намерения сердечные». Слово Божье показывает, кем мы являемся на самом деле, даже лучше, чем зеркало (Иак. 1:25; 2 Кор. 3:18).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы очень мало знаем о человеческом сердце, но мы знаем, что Слово Божье удовлетворяет любую потребность внутреннего человека, потому что оно было дано Тем, Кто сотворил нас и отлично нас знает. Осознайте это и подумайте, что именно Ему мы должны будем дать отчёт (ст. 13). Он будет судить нас через назначенного Им Сына в последний день (Деян. 17:30, 31). Нет никакой несовместимости между Словом Божьим (ст. 12) и лично Богом (ст. 13), ибо одно неотделимо от другого. Мы не должны относиться несерьёзно ни к Богу, ни к Его Слову. Давайте исполнять Его волю и повиноваться Его Слову, чтобы нам войти в Его покой.

Церковь Христа