Найти тему

Жизнь скучна. И это нормально.

Есть такая легенда – будто бы халиф кордовский (Испания) Абд ар-Рахман III, первый арабский халиф Испании, проживший долгую семидесятилетнюю жизнь с 891 по 961 год н.э., всю жизнь вел дневник, отмечая в нем подлинно счастливые дни. И таковых дней читатели его дневника после смерти насчитали всего 14 – из почти 19 тысяч. Лев Толстой, знавший эту историю, в беседе с Горьким как-то обронил: «Халиф Абдурахман имел в жизни четырнадцать счастливых дней, а я, наверное, не имел столько». А Пушкин говорил: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Алексей Романов из группы «Воскресенье» – не Пушкин, конечно, но человек известный и богемный, не клерком в банке штаны просиживал, и тот пел: «И горя нет, и счастья нет… А жизнь одна, и так скучна…». Эти люди, вошедшие в историю благодаря своим свершениям, не были счастливы в жизни.

Может, несчастье – верный спутник великих умов, сделавших их известными? Говорил же автор «Книги Экклезиаста» – «Во многой мудрости много печали». Счастлив ли премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина, или его современный потомок, человек, вверивший свою судьбу власти, делегировавший мышление Первому каналу? Отработал свой день на необременительной для рассудка работе, попил вечером пивка под «Поле чудес»… Сам я никогда так не пробовал, но как-то верится с трудом.

Откуда мы вообще узнаем, что нам, людям, положено быть счастливыми? В детстве счастье – часть нас, мы за ним не гонимся, оно просто есть. В детстве у нас еще не атрофировалась железа, вырабатывающая его словно из воздуха. Мир вокруг нов и прекрасен, мы умеем радоваться малому, даже не задумываясь. А вот когда начинаем задумываться? Наверное, с детских сказок, заканчивающихся неизменным «жили они долго и счастливо». Затем читая романы, где все герои ищут счастья (и лучшие – обретают). Читая Чехова, у которого все сплошь несчастны, думаем – нет, с нами так не получится, уж мы-то проживем жизнь счастливо! Смотря слезоточивые голливудские мелодрамы. Наивно веря показному счастью друзей в лентах социальных сетей.

Но откуда, скажите на милость, мы взяли эту идею, что мы должны быть счастливы? Я не религовед, но, кажется, ни одна мировая религия не внушала своим адептам, что они должны стремиться к счастью. Конечно, депрессия, горе, страх, паника – это не те эмоции, с которыми хотелось бы просыпаться каждое утро. Но противоположность депрессии не счастье, а покой. Противоположность сансаре – не счастье, а нирвана, которая с санскрита переводится как «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения».

Правда, однако, в том, что жизнь современного человека на 99% состоит из рутины. Из повторяющихся, привычных, мелких, незначительных деяний, и, как ни парадоксально, это необходимо признать, чтобы стать счастливее. Если чисто математически сравнить минуты душевного подъема (то есть счастья), стресса и монотонной рутины, то последняя победит с огромным численным перевесом. И не верьте сочащимся счастьем профилям отдельных личностей на Facebook, их жизнь не веселее вашей. Даже если индивиду и удается временно стать счастливее, человек ко всему привыкает. Почитайте Сапольски – уровень дофамина от повторяющегося удовольствия неизбежно снижается со временем. Вы можете испытать подъем, садясь в свою новую машину, считая лайки в Instagram или впервые глядя на мир из окна своего нового пентхауса. Но уже через неделю вы станете к этому равнодушны. Что еще хуже – счастье обладания может еще и смениться страхом потери.

Мысль «я должен быть счастлив, а до сих пор нет», или «все вокруг счастливы, а я – нет» опасна, так как создает завышенные ожидания от собственной жизни. Если вы застряли, как в колесе сансары, в бесконечном круге «работа-дом», с перерывами на сериалы, а при этом вам кажется, что все вокруг только и делают, что веселятся, это увеличивает число депрессивных минут, а вот счастья, боюсь, не прибавляет. Потому что счастье спонтанно, его нельзя запрограммировать, за ним нельзя угнаться, его нельзя спланировать. Более того, чем больше мы что-то планируем, тем реже результат соответствует ожиданиям. И, что даже более важно – если вы подавлены из-за того, что недостаточно счастливы, вы не заметите или не оцените по достоинству события, которое сделало бы вас счастливым, встретьте вы его в хорошем расположении духа. Думающий «я несчастен» человек не порадуется даже крупному выигрышу в лотерею, а спокойный и уравновешенный человек легко восхитится вкусным блюдом или красивым закатом.

Признание того, что рутина – это нормально, это то, с чего стоит начать. Да, человеческая жизнь состоит в основном из рутины и решения мелких проблем, ничего страшного в этом нет. Главное – не терзаться угрызениями совести по поводу того, что наша жизнь не похожа на постоянный фейерверк. Так у всех. Но это не значит, что жизнь состоит только из рутины – в ней вполне может быть место для счастья, только счастья несколько иного рода.

Последователи научного течения «позитивная психология», подбирая терминологию, остановились на понятии well-being, которое на русский часто переводится как «благополучие». Речь не о материальном благополучии, конечно, а об ощущении цельности и полноты жизни. А оно проистекает из наличия интересной работы, семейного благополучия, ровного (не обязательно огромного) достатка, наличия интересного хобби. Это не яркое и фальшивое счастье из социальных сетей, это гармония с собой. От него не учащается пульс, но появляется чувство, что мы живем не зря.

Отказ от погони за призрачным «счастьем» – первый шаг на этом пути, потому что это часто искажает наши цели. Мы хотим быть счастливы как другие, хотя можем быть счастливы только как мы. А когда мы признаем, что наша жизнь – рутина, это открывает нам возможность задуматься о том, как сделать эту рутину максимально интересной и приятной. Побольше уделять времени себе и любимым делам. Отказаться от того, что на самом деле не представляет для нас подлинного интереса. Плюнуть на нелюбимую работу. Сделать рутину максимально комфортной.

Это не принесет ярких ощущений, зато снизит количество стресса. А снижение количества стресса сделает нас более готовыми к тому, что уж если нам суждено испытать яркое счастье 14 раз в жизни, то мы точно их заметим и не пропустим.