Или что зашифровано в недавнем испанском триллере?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Когда испанский художник Франсиско Гойя только-только отпечатал первый тираж офортов «Причуды», то все восемьдесят изображений можно было купить всего лишь за пару сотен реалов. Два века спустя для этого вам не хватит и приличных размеров состояния. Отдельные гравюры (даже не из первого тиража) могут достигать в своей цене нескольких сот тысяч евро.
Как вы, наверное, знаете, если читаете наши материалы уже относительно давно, наш канал относится к испанскому криминальному кино с неким трепетом, полагая его своего рода становым хребтом «иберийского нуара». Хотя бы по этой причине мы решили познакомить Вас с недавней лентой «Убийства в стиле Гойи», которая увидела свет в прошлом году.
Хотя непосредственным поводом для данного материала стала не совсем «правильная» реакция некоторых российских зрителей, мол, простенький и местами нудный детектив. Но это лишь на первый взгляд. Когда речь идет о серии «Капричос», то есть «Причуды», ничего простого быть не может. Ибо в этих гравюрах и во всём, что с ними связано, есть масса скрытых смыслов, так сказать «шифровок». Попытаемся познакомить вас с ними
Сначала о формальной стороне сюжета. В Мадриде происходит серия таинственных убийств. Злоумышленник похищает гравюры Гойи из серии «Причуды», придавая убитым владельцам вид фигур, что на оных гравюрах изображены. Полиция теряется в догадках, не совсем понимая, имеет ли дело с грабителем или же серийным убийцей. Формальная сторона дела не представляется слишком сложной, а потому сразу же наводит на мысль, что фильм по большому счету не про преступления, которые в ленте запечатлены
Опять же надо учитывать, что режиссером кинокартины был Херардо Эрреро, известный любовью ко всякого рода головоломкам (вспоминайте «Пляж утопленников» и «Ледяное молчание»). Так что же являет собой указанная лента? Подобно «Причудам» она обличает современные пороки. Хотя и в непривычном виде. Если быть предельно точным, то это очень язвительная ирония над т.н. «скандинавским нуаром»
Имитация художественных произведений в серийных злодеяниях не раз смаковалась (в буквальном смысле слова) в скандинавских фильмах, романах, сериалах. В качестве примера можно привести «Убийства по открыткам» (2020). При этом всём в данных преступлениях нет никакой логики, кроме желания оные «живописать». В испанском фильме всё с точностью до наоборот. Художественная имитация лишена маниакального смысла, но за ней кроется холодный расчет
Опять же в фильме очень язвительно высмеивается популярный политкорректный тезис о том, что в полиции надо служить женщинам. Дескать, те более чуткие, менее жестокие, опять же якобы облают природной интуицией и вообще весьма ответственно относятся к делу, нежели мужчины, которые якобы на априорном уровне являются разгильдяями
В итоге режиссер Эрреро, словно Вам говорит: ой да ладно!!! И «ставит» на раскрытие дела двух молодых женщин, которые формально являются противоположными друг другу. Одна вечно пребывает в состоянии похмелья, а потому её раздражает всё вокруг, включая собственное не самое высоконравственное поведение. Недаром один из персонажей бросает как бы невзначай: «Вот думаю, ты не заигралась в плохого полицейского?»
Оную полицейскую сложно назвать положительным персонажем, а уж чутье сведено и вовсе к нулю. Преступники у неё шляются буквально под носом, журналисты вызнают тайные сведения, а та соображает, что происходит, лишь «много времени спустя». Её напарница, заботящаяся о семье, тоже не может быть хорошим копом, так как пропускает звонки, забывает о важных делах и т.д.
В итоге мы видим саркастический криминальный фильм, который, несмотря на первые впечатления, не является детективом. Мы имеем дело с нуарной крито-пародией. А чтобы вам не думалось, создатели специально наградили кинокартину мрачнейшей концовкой и «открытым финалом», как бы говоря, с вашей политкорректностью вообще непонятно, сможете ли вы наказать зло. Один словом, не фильм, а кино-офорт в стиле Гойи
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»