Место проведения: Сан Бернандино, США.
Время проведения: 28-30 Мая 1983 года.
Число посетителей: свыше 600, 000.
Идейным вдохновителем фестиваля стал Стив Возняк - один из основателей компании Apple. Он хотел продвигать мир высоких технологий в сознание молодых людей. А как это сделать лучше всего? Правильно - с помощью рок-музыки. Первый фестиваль прошел в сентябре 1982 года и получился очень неплохим: перед публикой в 400 тысяч человек выступили The Cars, The Kinks, The Police, Том Петти и ряд других исполнителей. Но по-настоящему революционным для музыкального бизнеса стал второй фестиваль, прошедший в конце мая 1983 года. Организация его была несколько странной: с 28-го по 30-мая действовали рок-сцены, а после перерыва в несколько дней, 4 июня открылась сцена с кантри-артистами. Первые три дня были разделены по концептуальному признаку: 1-й день был отдан на откуп нью-вейву, второй - металу, а третий был назван "рок-днем", хотя тоже мог зваться днем "новой волны".
Революционным этот фестиваль стал потому, что символизировал собой смену музыкальных пристрастий молодых американцев. До этого момента нью-вейвовые коллективы безраздельно владели умами слушателей (по мнению звукозаписывающих компаний), но фестиваль наглядно показал, что метал молодежи явно интересней. Первый день мог похвастаться такими группами как Stray Cats, Men at Work, INXS и The Clash. Для английской панк-группы этот концерт вообще стал своеобразным Рубиконом: после него группу покинул Мик Джонс. Все группы были достаточно благосклонны приняты многочисленной публикой. Казалось, что первый день и станет главным событием фестиваля. Но на второй день был побит рекорд посещаемости: количество людей увеличилось почти в два раза. Состав участников был просто убойным: Quiet Riot, Scorpions, Van Halen, Mötley Crüe, Judas Priest, Triumph и Оззи Осборн. Quiet Riot и Mötley Crüe продемонстрировали, что с глэм-металом стоит считаться, а Judas Priest и Scorpions, стремительно набиравшие популярность, окончательно покорили американских фанатов. Скандальный случай вышел с Van Halen, которым заплатили рекордный на тот момент гонорар в истории музыки. Музыканты на тот момент находились в длительном турне, во время которого Ли Рот стремительно погружался на дно бутылки. Когда Дэйв вышел на сцену, он предпочел пуститься в разговор с публикой, а когда соизволил петь, то обнаружилось, что он не помнит текстов песен. Третий день представлял собой микс из молодых исполнителей: U2, Berlin и Quarterflash и ветеранов сцены: Стиви Никс, Дэвид Боуи и гитарист Eagles Джо Уолш. К третьему дню толпа значительно поредела, что и заставило говорить прессу о том, что метал одержал уверенную победу над нью-вейвом. Конечно, подобные высказывания были сильным преувеличением: new wave до конца десятилетия чувствовал себя очень комфортно, но то, что фестиваль стал отправной точкой для метал-экспансии в мейнстрим Северной Америки - чистейшая правда.
С историей других легендарных фестивалей можно ознакомиться здесь:
Легендарные рок-фестивали. Monterey Pop Festival.
Легендарные рок-фестивали. Woodstock Music and Art Fair.
Легендарные рок-фестивали. Live Aid.
Легендарные рок-фестивали. Moscow Music Peace Festival.
Легендарные рок-фестивали. The Freddie Mercury Tribute Concert.
Легендарные рок-фестивали. Monsters of Rock in Moscow.
На этом я с вами прощаюсь, до скорых встреч!