Итальянские железные дороги, скажем, не самые ужасные жд дороги Европы, если бы еще они были пунктуальнее. Честно говоря, после поездов РЖД, которые следуют минута в минуту, итальянские производят впечатление жутких разболбаев. На вокзальных табло в Италии даже есть отдельная строчка, которая показывает, на сколько поезд опаздывает.
Зато у них удобный сайт - регистрации не требует, очень понятный даже тем, кто языками не владеет. Кстати, про языки, настоящий сайт итальянских жд (Трениталия) есть только на итальянском и английском. Русифицированный - это посредники.
Поезда у итальянцев есть региональные, скоростные и промежуточный между ними вариант - дороже региональных, тормознутее скоростных.
На региональные поезда цена стабильная. Скажем, из Вероны в Венецию что за 3 месяца, что в этот день, билет будет стоить одинаково 9,45 евро.
Обратите внимание, по этой же ветке Верона-Венеция есть классные города Виченца и Падуя. А из других популярных маршрутов по региону и стабильной цене могу назвать Флоренция-Пиза, Флоренция-Лукка.
На скоростные поезда цена сильно варьируется от даты покупки. Скажем, в день открытия продаж бывают промобилеты по 9 или 19 евро, а в день поездки эти же билеты вполне могут стоить 80 евро. Скоростные билеты имеет смысл покупать заранее на длительные расстояния из одной области Италии в другую: Рим-Флоренция, Рим-Венеция и т.п.
Даже между разными регионами можно добраться на региональных поездах. Вы сразу покупаете единый билет, например, Бергамо-Верона. Цена такого билета фиксированная, его заранее брать нет особо смысла. Но это будет более затратно по времени, и с обязательной пересадкой с поезда на поезд.
Если с прямыми поездами все достаточно просто: пришли на вокзал, нашли свой поезд на табло, сели и поехали, то с региональными-пересадочными есть нюансы. Когда вы покупаете билет в интернете или автомате на вокзале на такой пересадочный поезд, обращайте внимание не только на название точки пересадки, но и на номер поезда, на который потом нужно будет пересаживаться. В билете этой инфы не будет!!! На табло в месте пересадки будут только номера поездов, и если вы едете не до конечной, то найти именно ваш пересадочный практически нереально. Запоминайте номер второго поезда!
Нас на этом маршруте Бергамо-Верона мелкая пакость от итальянских жд настигла неожиданно. Начиналось все традиционно. мы еще дома распечатали расписание поездов с пересадками, нагулявшись по Бергамо, пришли на вокзал, купили в автомате билет до Вероны с пересадкой в Ровато, прокомпострировали его и довольные сели в первый поезд.
И тут мелкий пушной зверек сказал: "Мой выход!". В поезде до Ровато остановок не объявляли, указатели на станциях далеко не всегда были в поле зрения из окна вагона, и, конечно, поезд начал опаздывать. В общем, когда по времени Ровато мы должны были уже проехать минут 5 назад, мапсми показывала, что мы в 1 км от него, мы рискнули и вышли на какой-то станции. По нашим меркам 1 километр - это как раз нормальное расстояние от жд до центра. Оказалось - показалось! Вышли мы в каком-то Coccaglio (Куево-кукуево по нашему), не доехав одну станцию до нужного нам Ровато.
Если не сильно придираться, то симпатичный, днем абсолютно безлюдный городок, с населением около 8 тысяч жителей, с центральной площадью, остатками средневековой башни, барочной церковью и даже библиотекой.
В нашем случае особой проблемы не было, поезда по этой ветке ходили регулярно, и судьба.... вечно непунктуальные итальянские жд... или наше разгильдяйство сделали нам вот такой подарок в виде итальянской глубинки. Часа до следующего поезда на осмотр вполне хватило. И в Верону мы в этот день все же попали.
Кстати, билеты на региональные поезда без мест и к конкретному поезду не привязаны.
Кроме Трениталии - по Италии еще ездят поезда Italo Treno (кажется, это частная жд компания) и Thello (это международные поезда). Итало имеет ограниченную сеть маршрутов по сравнению с Трениталией. В основном, их маршруты по Северной Италии. Довольно часто у них неплохие цены на прямые дальние поезда. Я на их поезде ездила всего один раз, билеты были именные и с местами. Но, возможно, так не на всех направлениях. Зимние расписание менее развито, чем летнее. Скажем, поезд Верона-Турин в летнем расписании был, в зимнее его, увы, не поставили. У Итало свой сайт, их поезда на сайте Трениталии не показываются.
Thello - международные поезда. Билеты с местами, можно купить как на их сайте, так и на сайте Трениталии. Регистрации для покупки билетов не требуется. Билеты лучше покупать заранее, тогда на них приличная скидка. Но как и у Итало трено, и Трениталии, промотарифы невозвратные.
Продолжение следует...