Найти в Дзене
Голос Армении

ОДИН ИЗ ШЕСТИ

"Семья Гюлумян садилась за стол количеством в 23 человека", - так начал повествование о своем роде ветеран труда Марсель Аршакович ГЮЛУМЯН. ЕГО ДЕД СТЕПАН, ПО ИНИЦИАТИВЕ АЙКА АЮНЦА, переселился из старого Башкенда (Арцвашен) в 1922 году в другое место, так был основан Новый Башкенд (ныне Гетик). У деда с бабушкой было 10 детей. Мать-героиня Тагуи произвела на свет 7 сыновей и 3 дочерей. Старший сын Петрос до начала Великой Отечественной войны был председателем колхоза, а Аршак (отец Марселя) - бригадиром. Третий по счету из сыновей Беник стал кадровым офицером, служил в Шепетовке (Украина). Гурген был преподавателем, человеком для тех времен и среды образованным, имел патефон, велосипед и даже фотоаппарат. Ишхан тоже учительствовал в соседних селах Хаштарак и Ачаджур. Иван был студентом вуза, а самый младший Мамикон учился в школе. После начала войны все, кроме Мамикона, отправились на фронт. Петрос пропал без вести в боях в районе Харькова. Ишхан и Иван воевали в Прибалтике и пали та

"Семья Гюлумян садилась за стол количеством в 23 человека", - так начал повествование о своем роде ветеран труда Марсель Аршакович ГЮЛУМЯН.

ЕГО ДЕД СТЕПАН, ПО ИНИЦИАТИВЕ АЙКА АЮНЦА, переселился из старого Башкенда (Арцвашен) в 1922 году в другое место, так был основан Новый Башкенд (ныне Гетик). У деда с бабушкой было 10 детей. Мать-героиня Тагуи произвела на свет 7 сыновей и 3 дочерей.

Старший сын Петрос до начала Великой Отечественной войны был председателем колхоза, а Аршак (отец Марселя) - бригадиром. Третий по счету из сыновей Беник стал кадровым офицером, служил в Шепетовке (Украина). Гурген был преподавателем, человеком для тех времен и среды образованным, имел патефон, велосипед и даже фотоаппарат. Ишхан тоже учительствовал в соседних селах Хаштарак и Ачаджур. Иван был студентом вуза, а самый младший Мамикон учился в школе. После начала войны все, кроме Мамикона, отправились на фронт.

Петрос пропал без вести в боях в районе Харькова. Ишхан и Иван воевали в Прибалтике и пали там смертью храбрых. Гурген попал в окружение, влился в ряды партизан, потом вернулся в действующую армию. Последнее письмо от него пришло в апреле 1945 года из Венгрии.

Отец Марселя Аршак Гюлумян в составе 89-й Армянской Таманской дивизии участвовал во всех ее сражениях, включая штурм Берлина. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями. Вернувшись, продолжил работать бригадиром, был участником Всесоюзных сельскохозяйственных выставок, удостоился там медалей.

Дед Марселя был человеком с железной волей. Похоронки сыновей почтальон вручал ему. Дед не показывал их жене, нес горе в себе, жена его еще долго надеялась, что сыновья (хотя бы один…) вернутся. Она с утра до вечера вязала носки, сдавала, чтобы отправили в армию, чтобы солдаты наши не мерзли. Сыновья не вернулись. Только Аршак, который и потянул в будущее ниточку большого рода.

- И 9 мая, и 22 июня – памятные даты в истории нашего народа, - говорит сын фронтовика и племянник 5 погибших на войне Марсель Гюлумян. - Мы всегда будем помнить наших героев. Помнить цену, которую пришлось заплатить за победу. Наша семья - тому яркий пример.

P.S. Не в утешение Гюлумянам, но все же отмечу, что Герой Советского Союза Унан Аветисян и все его 4 брата погибли в Великой Отечественной. Ветвь рода прекратилась, но армянское древо живет…

Александр ТОВМАСЯН

https://golosarmenii.am/article/105492/odin-iz-shesti