Прошло 75 лет с окончания войны. 79 лет от её начала. Парад Победы в этом году проведут 24 июня (дата совпадает с первым Парадом Победы 24 июня 1945 года). А сегодня 22 июня - день начала Великой Отечественной войны. Дата, которую правильно называют реже, чем 9 мая.
Давайте предадимся фантазии. Возможно ли, что в будущем не будут праздновать с таким размахом День Победы? Не будет демонстрации всей военной мощи, грохочущей по главным улицам городов страны? Я считаю, что такое не только возможно, но и то, к чему нужно идти. Медленно меняя восприятие события в коллективной памяти людей.
В российской системе образования довольно много мероприятий посвящено теме Великой Отечественной войны. На мой субъективный взгляд изнутри этой системы - слишком много! Это отражено как в программах уроков истории, так и внеклассных занятиях, классных часах, праздниках и памятных датах. Практически каждый второй школьный музей посвящен событиям войны.
Вот скажите, родители, что важнее в современном мире: уметь маршировать (Смотры строя и песни - очень популярное мероприятие в школах накануне 9 мая) или знать свои права и способы их защиты (День прав человека отмечается 10 декабря)?
К чему мы продолжаем идти, когда размываем боль и ужас самой страшной войны всего человечества картинными репликами и безумными “слоганами” (конечно, здесь имеется в виду конкретный “можем повторить”)? А ведь отношение к этому событию закладывается не только в школе, но и в семье.
Сегодня я хочу предложить вам задаться вопросом: как нам начать разговор многих участников о коллективном переосмыслении места Великой Отечественной войны в общественном, а главное, в образовательном пространстве. Сместить акцент на именно мирное развитие. Классический шаблон “спасибо ветеранам за мирное небо над головой” предлагает вспомнить героические истории прошлого и вызвать в душе учеников (да и не только) бурные чувства. А может мы будем рассказывать, что для построения мира здесь и сейчас важно, например, быть политически активным гражданином, следить за своим психическим здоровьем, научиться вести диалог с людьми для построения горизонтальных крепких связей, которые будут его социальным капиталом.
Услышьте меня правильно. Исторические события могут использоваться и используются в качестве пропаганды определенных ценностей власти. Но ведь в обществе могут складываться другие ценности. И о них нужно заявлять. И я как учитель говорю: давайте оставим рассказы о войне учебникам истории. А общественное и внеурочное пространство заполним “взглядом в себя и вперед”. Научим детей понимать свои эмоции и развивать эмоциональный интеллект, будем строить шаги профориентации, прокачивать навыки командного взаимодействия, дадим свободное пространство для творчества.
22 июня в нашей стране имеет название “День памяти и скорби”. Вдумаемся в эти слова. Память. Чтобы помнить о событиях о них нужно сначала узнать. А что дальше делать? Передать другим это знание. С этим нам помогает историческая память.
Скорбь. Очень интересное слово. Это эмоция, которую нужно прочувствовать. Она должна укоренить в нас желание никогда не повторять то, о чем мы скорбим. Должна научить нас дорожить жизнью. Ведь мы скорбим, когда умирают наши близкие люди. Так почему месяцем раньше мы продолжаем лицезреть или восхищаться мощью оружия, способного сотворить зло? Результатом которого будет чья-то скорбь.
Великая Отечественная война и Вторая мировая война навсегда останутся в нашей памяти как события, перевернувшие современный нам мир. Нам нужно извлечь уроки и идти вперёд. Давайте будем говорить и делать то, от чего наша жизнь сможет стать качественно другой. Сейчас. В настоящем времени.