Объявлен шорт-лист премии "Большая книга года". Среди 13 книг есть произведение Евгения Чижова "Собиратель рая".
Если честно, ждала намного больше
Безусловно, тема "пережита" автором, мастерски переданы образы.
Читаешь страницы о матери - понимаешь её, испытываешь то же, что и она. Как будто ты сам болеешь страшным недугом Альцгеймера. Как будто это ты заблудился в городе и за современными фасадами не узнаешь улиц.
Читаешь о главном герое и вместе с Кириллом тоскуешь о прошлом. Советском прошлом, которое в общем-то не совсем его время, ведь был он совсем маленьким. Как будто ты сам так хорошо разбираешься в вещах того времени, что гордишься званием Король. Это ты держишь старинную трость в руках и убеждаешь собеседников, что она "из другого мира, где не было еще ни Первой, ни Второй мировой, ни красного, ни белого террора, ни всего этого ужаса двадцатого века". Для Кирилла вещи той эпохи - это символ жизни, когда мать была здорова, когда "деревья были большие". "На каждой вещи из прошлого лежит отсвет рая! Я хотел собрать для вас рай! Я хотел собрать его вещь за вещью, одна к одной, ничего не упустив, а потом подарить его. Вам. Всем".
Ты веришь всему, соглашаешься со многим, потому что написано так, будто с тобой ведут беседу по душам. Они оба - и мать, и сын - потерялись в прошлом, которое, по всей вероятности, не было безоблачным, но настоящее еще хуже. Судьба героя словно доказывает мысль, что "ностальгия – это болезнь, исподволь подтачивающая силы, лишающая вкуса к реальности, принуждающая жить в несуществующем мире!"
Идея достаточно оригинальна: герой собиратель всего подряд -одежды, пластинок, открыток, значков,- всего, что было сделано в Советском Союзе.
Время это для многих стало подобно земле обетованной, раем (как не вспомнить роман Лапина "Утерянный рай"). Вот и второй смысл названия -10 баллов.
Конец совсем не понравился: ни финал жизни героя, ни финал всего роман, поэтому реализация - 6 баллов.
Герои - 10.
Язык - 10.
Послевкусия не осталось. Совсем.
Оценка: 36/40.
"Время – вот абсолютная власть, с которой не поспоришь. Все тоталитарные диктатуры, все фашизмы-сталинизмы в сравнении с ним цветочки! При любой диктатуре можно затаиться, не высовываться, жить своей жизнью, наконец, сбежать из страны – только от времени никуда не убежишь! Хоть под землю заройся, всё равно ты у него на учете. О свободе мог бы всерьез говорить только тот, кто сумел бы опрокинуть или хотя бы обмануть эту власть! Иначе вся ваша свобода – пшик, пустой звук! По-настоящему свободный человек должен был бы иметь такое же право на выбор своего времени, как и на выбор места жительства!"