Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Смирение человека и достоинство личности

  • «В православной литературе я читал, что человек должен считать себя хуже всех. Извините, я с этим не очень согласен. Как прокомментируете это? Спасибо».

Действительно, в православной литературе пишут, что человек должен считать себя хуже всех. Более того, в Евангелии мы тоже можем увидеть основания для этого: мы не должны превозноситься перед кем-то, должны смиряться, вести себя со всеми очень дружелюбно, прощать врагам, если тебя ударили по одной щеке, подставить другую. То есть безответность должна быть, смирение, кротость, терпение. И у святых отцов много-много раз встречается то, что нужно считать себя хуже всех, держать ум свой в аду и не отчаиваться.

Христианство всё соткано из противоречий. Возьмите даже то, что Бог стал человеком, Боговоплощение. Как можно было соединить такие противоположности как божественное и человеческое естество воедино? Это же настолько разные вещи! А мы уже привыкли к тому, что нам с детства говорят: «Бог стал человеком». Мы просто говорим и не задумываемся над этим. А на самом деле, если вдуматься, это несопоставимые вещи, но Господь взял их и соединил. Или взять, например, девство и материнство. Дева Мария стала матерью. Кому это может в голову прийти? Соединить такие несоединимые вещи только Господь Бог может, Он это сделал.

А в рай первым вошел разбойник. Не фарисеи, которые исполняли заповеди, законы, всё очень тщательно соблюдали: посты, молитвы, жертвовали на храм. Они были очень ревностными и стремились, чтобы все были такими же ревнителями благочестия, но их Господь осудил: «Уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27). Разбойник, который сам был распят и на кресте висел, сказал: «Мы… достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41). То есть он признал, что заслуживает такой смерти по делам своим. А он первый в рай вошел, где это видано?

Вот такие вещи являются уже клише, а мы даже не понимаем, насколько это всё противоречиво. Господь именно так христианство и создал. В пасхальном тропаре мы поем: «Смертию смерть разрушив». Кому в голову придет пытаться победить смерть смертью? Его распяли, Его убили, но Он именно этим и победил. Это ни в какие рамки не вмещается! Христианство всё из противоречий.

Нам мало обращать внимание на слова Христа в притчах, заповедях ― все это мы видим и замечаем. Но мы должны так же пристально и внимательно смотреть на Самого Христа. Он явил нам подлинный, настоящий образец, каким должен быть христианин. Он ― Христос, а мы ― христиане. Мы за Ним идем, Он наш учитель, Он явил Собой пример, образец: вот так нужно делать. Можно как угодно относиться к Евангелию, Библии, но, по-моему, ни у кого не вызывает сомнения, что личность Христа ― это такая личность, выше которой что-то придумать невозможно. С этим все соглашаются.

Посмотрите на Христа. Смиренен ли Он? Да, смиренен. Это образец смирения. Кроток? Кроток. Вот Он приплыл со Своими учениками на другой берег Генисаретского озера и изгнал из бесноватого бесов. Жители пришли и сказали: «Уйди, пожалуйста, от нас». Он сел в лодку и уплыл обратно. Он не говорит: «Не хотите? Я ухожу!». Христос не ругает их, Его попросили удалиться ― Он ушел. Он проявил кротость.

Или как Христос шел со Своими учениками по Самарии и их не принимали ни в одном селении. Иоанн и Иаков предложили Ему свести огонь с неба, чтобы попалить этих нечестивцев, которые не хотят Ему, их Учителю, предоставить ночлег. На что Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:55). Они просто развернулись и пошли в другое селение. Он и Сам о Себе говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток есть и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Он показал нам образец смирения, кротости, терпения, прощения. Когда Его к кресту прибивали, Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).

Но в тоже время, Он явил собой образец невероятного благородства. Посмотрите, какое достоинство в Этой личности! Посмотрите, как Он ведет себя в разных ситуациях. Это просто потрясающе! Там соединяются, казалось бы, несоединимые вещи: достоинство и в тоже время смирение. Каждому из нас нужно соединить в себе эти две крайние противоположности. И если мы делаем перекос в сторону смирения, то это будет уже смиренничанье, которое ханжеством иногда именуется. Нас иногда ругают святошами: «Он там смирение изобразил, а на самом деле вот он какой, знаю я его!». Это смиренничанье. Когда в другую сторону ― это гордыня, самомнение, самопревозношение ― тоже ничего хорошего. А соединить в себе эти две противоположности, чтобы одновременно считать себя хуже всех, но при этом иметь внутреннее достоинство ― это каждый из нас должен уметь. Пример для нас ― Христос.

Когда мы стоим перед Чашей, причащаемся на литургии, мы читаем молитву. Там есть такие слова: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты есть воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». То есть Ты пришел грешников спасти, а я самый первый грешник. Так вот, когда мы это говорим, мы должны говорить нелицемерно, а искренне. Действительно должны себя считать первыми грешниками, но при этом мы же дерзаем все-таки приступать к Причастию!

Мы внутренне должны осознавать, что мы несем в себе еще и образ Божий, что мы ученики Христа, христиане. Как апостолы, которых Причащал Христос. Противоположности должны соединиться. Когда они правильно соединяются, получается правильное христианство, когда неправильно ― получается либо ханжество, церковный театр, где надеваются маски верующих людей и исполняются определенные роли, либо совсем безобразие, когда человека заносит в невероятную гордыню.

Фото  falco  с сайта Pixabay
Фото falco с сайта Pixabay