Доброго дня. Продолжим нашу традиционную серию биографических статей о советских летчиках испытателях. Сегодняшняя публикация будет посвящена Юрию Александровичу Антипову. Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны- он был одним из выдающихся специалистов своего времени. За годы активной деятельности им было освоено 203 различных типов летательных аппаратов. Вклад который Юрий Александрович внес в развитие авиационного дела был очень высок. Особенно важны были испытания той техники, которая проводилась в военные годы. Но обо всем по порядку. Родился Юрий Александрович 6 марта 1915 года в Москве. По национальности русский. Происхождение пролетарское. С детства мальчик стал проявлять интерес к авиации и это определило его дальнейшую судьбу. В 1930 году он закончил 7 классов средней школы, а также школу фабрично-заводского ученичества по слесарному делу. Свою трудовую деятельность Юрий Александрович начинает на Государственном авиационном заводе № 1 (ГАЗ № 1), где он работал слесарем-инструментальщиком. Параллельно будущий испытатель поступает на обучение в Московскую планерную школу, которую успешно заканчивает в 1932 году. А еще через год он завершает обучение в заводской летной школе Осоавиахима, которую в то время возглавлял один из опытнейших летчиков-испытателей Александр Иванович Жуков. Среди его учеников в разное время были В. П. Чкалов, М. М. Громов, М. А. Нюхтиков и другие известные пилоты. Можно сказать что именно под руководством А. И. Жукова получила путевку в небо будущая элита советской авиации. Ю. А. Антипов также был в их числе. Свои первые полеты он совершил в 1933 году на учебном самолете У-2. В ходе обучения Ю. А. Антипов получает отличную теоретическую и практическую подготовку, а также навыки по пилотированию таких машин как У-2, Р-1 и Р-5.
Военная служба. Участие в Великой Отечественной войне.
В январе 1934 году Ю. А. Антипов был призван на службу в Красную Армию. При этом он проходил обучение в Одесской ВАШЛ (Военно-авиационной школе летчиков). Летал преимущественно на самолете Р-1. После ее окончания талантливого летчика решено было оставить в качестве инструктора. На протяжении нескольких лет он ведет обучение курсантов на различных типах самолетов. В основном на Р-1, И-5 и И-16. В 1940 году старший лейтенант Ю. А. Антипов был назначен на должность летчика-инспектора высших военно-учебных заведений Главного управления ВВС Красной Армии.
Для справки. Многоцелевой самолет Р-1. Советский деревянный биплан разработанный конструктором Н. Н. Поликарповым в начале двадцатых годов прошлого века. В качестве основы был взят британский многоцелевой легкий самолет de Haviland D. H. 9A. Являлся первым массовым самолетом, который выпускался советской промышленностью. Производился с 1924 по 1932 годы. Всего было выпущено более 2500 машин.
Незадолго до начала войны ему было присвоено звание капитана. На фронте с 27 июня. Был назначен командиром звена 402-ого ИАП, который сформировали на базе НИИ ВВС и Наркомата авиационной промышленности. Полк тогда был укомплектован летчиками-испытателями, которые летали на истребителях МиГ-3. В первое время полком командовал подполковник П. М. Стефановский, которого вскоре сменил майор К. А. Груздев. В составе полка Ю. А. Антипов принимает участие в боях на Северо-Западном фронте (в основном на идрицком направлении). В августе 1941 года (по другим источникам в сентябре) капитана Антипова направили в 180-ый ИАП на должность заместителя командира третьей эскадрильи. Участвовал в боях на Северо-Западном и Калининских фронтах (на великолукском и старорусском направлениях). За все время с начала войны Ю. А. Антипов совершил порядка 185 боевых вылетов с налетом около 170 часов без летных происшествий. По ходу боевых действий приходилось выполнять различные задания, в том числе по разведке (24 раза) и штурмовке войск противника (19 раз). В конце сентября в районе Дулово несколько десятков немецких истребителей Me. Bf. 110 попытались нанести штурмовой удар по аэродрому где базировался 180-ый ИАП.
Для отражения этой атаки срочно была поднята группа истребителей МиГ-3, в состав которой входил и капитан Ю. А. Антипов. В этом воздушном бою летчик получил серьезные ранения головы и руки, но все же сумел успешно посадить свой истребитель. После этого он был отправлен в военный госпиталь, который располагался в Калинине. Там летчик проходил лечение до декабря 1941 года. На этом его непосредственное участие в боях Великой Отечественной войны было завершено. Приказом за номером 0357 от 30 ноября 1941 года за "успешное ведение боевых действий", а также за проявленную храбрость и честную службу" капитан Ю. А. Антипов был награжден орденом Красного знамени. Касаемо информации по одержанным воздушным победам. В разных источниках указывают что Ю. А. Антипов участвовал в 16 воздушных боях, где 2 самолета сбил лично и еще 5 в составе группы. Однако документально (по данным из наградного листа) приводятся сведения только об одном лично сбитом самолете и еще одном в составе группы.
Работа испытателем в военные годы.
После восстановления Юрия Александровича назначили на должность командира авиационной эскадрильи в составе 27-ого ЗИАП (Запасной истребительный авиационный полк). С этого времени и началась его летно-испытательная работа. Базировался этот полк на аэродроме Кадников в районе Вологды. Командовал им майор В. И. Пантелеев. Инженерный состав полка во главе с инженером И. В. Часовиковым занимался конечной сборкой американских и английских истребителей (модификации Hawker Hurricane Mk. II B, различные модификации Curtiss P-40B Tomahawk и Curtiss P-40N/E Kittyhawk), которые поставлялись в Советский Союз по программе Ленд-лиза.
А летчики-инструкторы, в число которых и входил Ю. А. Антипов отвечали за подготовку и обучение пилотов. Впоследствии они отправлялись служить на этих самолетах в другие авиационные части. 25 сентября 1942 года этот полк был расформирован. Вскоре Антипова отправляют на прохождение курса усовершенствования подготовки офицерского состава при Военно-воздушной академии, которая в то время находилась в эвакуации в городе Чкалов (Оренбург). В марте 1943 года он успешно его завершает. После этого Юрий Александрович становится летчиком-испытателем ГК НИИ ВВС. Свою работу там он начинает в первом отделе (хотя по данным одного из наградных листов указано что он служил в третьем отделе) под руководством инженера-подполковника А. И. Никашина. На начальных порах, уже майор Ю. А. Антипов, занимался проведением испытаний трофейных немецких истребителей. Первый самолет в облете которого он принимал участие был FW-190 A-4. Этот истребитель захватили в начале 1943 года и доставили для восстановления и последующего изучения в НИИ ВВС. В конце июня 1943 года майор Антипов осуществил на нем 37 вылетов.
В рамках проведенных исследований, помимо основных характеристик, были тщательно изучены особенности пилотирования данной машины. При этом проводились и учебные воздушные бои с советскими самолетами. В итоге мы получили полное представление о боевых возможностях этого немецкого истребителя. После этого, Ю. А. Антипов привлекался к проведению серии комплексных испытаний других модификаций данной немецкой машины. Это FW-190 A-5 (в 1943 году), FW-190 A-8 (в 1944 году, при этом был ведущим испытателем) и возможно FW 190F-8 и FW-190 D-9 (в 1945 году). По сути он был одним из самых осведомленных советских пилотов по возможностям истребителей типа FW-190. Довольно часто Юрию Александровичу приходилось выезжать в части 2-ой (командовал С. А. Красовский) и 4-ой воздушных армий (командовал К. А. Вершинин), где летчик проводил инструктажи личного состава по особенностям данных самолетов, а также по возможной тактике борьбы с ними. В одном из источников отмечается что испытатель также участвовал и в облетах некоторых модификаций истребителя Me-109. Это были Me-109 G-2, Me-109 G-4 и Me-109 G-6.
Что касается советских самолетов, то Юрий Александрович в основном привлекался к испытательным программам по истребителям разработанных в ОКБ А. С. Яковлева. Это были такие самолеты как Як-1М, Як-9Б, Як-9ДД, Як-3 с двигателем ВК-106, Як-3 с двигателем ВК-107А и некоторые другие. Также ему нашлась работа и на испытаниях американского истребителя P-63 Kingcobra.
Послевоенная деятельность.
После завершения Великой Отечественной войны, Ю. А. Антипов продолжил активную деятельность по работе над испытаниями новейших машин. Как уже неоднократно говорилось, в те годы развитие авиации шло необычайно высокими темпами, поэтому выпуск и работа над новыми моделями самолетов не заставляла себя ждать. Начался постепенный переход к использованию турбореактивных двигателей. Юрий Александрович был включен в группу из девяти первоклассных специалистов, которые стали первыми испытателями новейших советских реактивных истребителей. Примерно в начале октября 1946 года он совершил свои первые вылеты на истребителе МиГ-9.
Известен такой случай, который произошел с ним во время одного из полетов. После выполнения разгона истребителя до максимальной скорости на высоте 5 км, произошло разрушение стабилизатора. Несмотря на то что было получено разрешение покинуть самолет, испытателю удалось успешно посадить экспериментальную машину. Конструкторы получили неоценимую информацию по возможным проблема в конструкции. Кроме того был сохранен летный прототип. Впоследствии Ю. А. Антипов был назначен в число ведущих летчиков-испытателей по данному фронтовому истребителю во время проведения его государственных испытаний. После Миг-9 последовала работа над еще более совершенной машиной. Это МиГ-15. В 1948 году Юрий Александрович был в числе ведущих испытателей этого перспективного истребителя. Он давал высокую оценку новому самолету. Отмечается что испытатель принимал участие в одном из Тушинских авиационных парадах, где показывал его пилотажные возможности. Спустя год последовала работа над экспериментальным всепогодным перехватчиком И-320.
Для справки. Экспериментальный перехватчик И-320. Разрабатывался в ОКБ-155 в конце сороковых годов в рамках программы по созданию дальнего всепогодного перехватчика. Представлял собой свободнонесущий моноплан со стреловидным крылом. Отличался оригинальными техническими решениями. К примеру оснащался двумя двигателями, один из которых устанавливался по реданной схеме, а второй по классической. Пилоты сидели в кабине бок о бок. По ходу испытаний самолет оснащался различными радиолокационными станциями (Торий-А, Коршун). Несмотря на то что в основе проекта лежал удачный фронтовой истребитель МиГ-15, данный перехватчик остался в разряде экспериментальных.
Испытатель проводил облеты обоих опытных прототипов этого самолета. Ввиду конструктивных особенностей данной машины, которая сочетала в себя два двигателя, (установленных как по реданной так и по классической схеме) испытателям удалось провести ряд сравнительных экспериментов по оценке их эффективности (при этом двигатели работали попеременно). В дальнейшем Юрий Александрович работал и с другими самолетами, которые были разработаны в ОКБ-155. Это серийные МиГ-15бис, некоторые модификации МиГ-17 и МиГ-19. Кроме того в 1953 году он входил в число летчиков облета на экспериментальном истребителе сопровождения И-360 (СМ-2).
Для справки. Экспериментальный истребитель сопровождения И-360. Разрабатывался в ОКБ-155 в начале 50-х годов прошлого века. Первый полет состоялся 24 мая 1952 года. Пилотировал машину летчик-испытатель Г. А. Седов. Самолет представлял собой среднеплан, выполненный по классической компоновочной схеме. В качестве двигательной установки применялся ТРД АМ-5. Серийно не строился.
Известен такой случай, который произошел в августе 1956 года при испытаниях истребителя МиГ-19. Самолет не вышел из штопора и летчик был вынужден катапультироваться. При этом испытатель едва не погиб, ввиду того что фонарь не сбросило сразу и ему пришлось нанести по нему удар снизу. Ю. А. Антипов успешно провел серию испытаний при полетах в ночное время, а также в сложных метеоусловиях на самолетах МиГ-17П и Як-25Р. Помимо истребителей, в разные годы он принимал участие в проведении испытаний других типов машин, таких как дальние бомбардировщики, учебно-тренировочные самолеты и штурмовики. Это самолеты Ил-40, L-29, Як-30, Ил-14П, Ил-46, Як-200 и некоторые другие.
Для справки. Опытный фронтовой бомбардировщик Ил-46. Данный самолет разрабатывался в ОКБ С. В. Ильюшина в рамках создания нового дальнего бомбардировщика на основе удачного серийного Ил-28. Первый полет состоялся 3 марта 1952 года. По итогам проведенных испытаний уступил бомбардировщику Ту-16, который показал более лучшие характеристики.
В 1950 году Ю. А. Антипов был назначен на должность заместителя начальника 1-ого Управления по летной части и оставался им до 1961 года. Тогда же ему было присвоено звание полковника. А в 1961 году его переводят на должность заместителя начальника 4-ого Управления по летной части. Службу Юрий Александрович завершил в 1964 году. Даже после выхода в запас вся его дальнейшая деятельность также была связана с авиацией.
Он работал инженером-испытателем авиационных тренажеров и некоторое время преподавал в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. После чего до 1992 года Юрий Александрович работал экскурсоводом Музея ВВС в Монино.
Итоги.
Ю. А. Антипов был настоящим профессионалом своего дела, который всю свою жизнь посвятил авиации. Проводимая им в военные годы работа как по подготовке летных кадров, так и по испытаниям трофейной техники, приносила неоценимую помощь фронту в деле разгрома немецких захватчиков. За свои заслуги испытатель неоднократно был награжден высокими орденами и медалями. Среди них четыре Ордена Красного Знамени (30.11.1941, 05.02.1947, 31.07.1948, 26.10.1955), Орден Красной Звезды (20.06.1949), медаль "За боевые заслуги" (03.11.1944), Орденами Отечественной войны 2-й степени (1.07.1944) и 1-й степени (11.03.1985), тремя Орденами Ленина (24.02.1947, 22.02.1955, 09.09.1957), а также юбилейные медали. Указом Президиума Верхового Совета СССР от 9 сентября 1957 года, Юрию Александровичу Антипову за освоение новой военной техники, было присвоено звание Героя Советского Союза. Седьмого октября 1950 года он стал заслуженным летчиком-испытателем СССР.
Ю. А. Антипов жил в поселке Чкаловский (в черте города Щелково). Не стало героя 4 июня 1997 года. Он был похоронен на кладбище в деревне Леониха Щелковского района. На доме где он жил была установлена мемориальная доска.
Небо видело все... Сотни и тысячи пилотов каждый день устремлялись и будут устремляться в его безграничные дали. Идут годы. Одно поколение сменяет другое. Но нам не стоит забывать тех людей, чей труд был всецело направлен на достижении новых вершин в развитии авиационной отрасли.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.