Завидуют почти все. Правда, завидуют по-разному. Кто-то мотивируется, вдохновляется, берет пример. А кто-то просто злится и желает объекту всего наихудшего.
Коллективы на работе… Те самые «заклятые» коллеги нередко своей завистью могут отрицательно повлиять на самооценку или специально навредить.
Мотивы у всех разные. Ревность, неготовность мириться со своим положением вещей, попытки найти виноватых…
Классический пример – женские коллективы. Не раз я слышала от своих клиенток истории, когда их провоцировали на конфликт, подставляли, всячески пытались навредить.
Конечно, как говорится, у каждой стороны своя правда…
В этом материале просто проговорим основные подходы и инструменты, как себя обезопасить, если коллеги явно завидуют и даже пытаются как-то навредить.
1) Понять их мотивы и цели.
Когда ситуация ясна, намного проще здраво оценить – стоит ли пытаться наладить отношения или, наоборот, можно ли пострадать. Далее оценить – стоит ли что-то менять и поможет ли это.
Понимая истинный мотив или цель – всегда сможешь адекватно среагировать.
2) Не поддаваться эмоциям.
Часто объект зависти пытаются как-то задеть, применять полный арсенал манипуляций: от обращения к чувству вины до вызова злости.
Главное – осознавать, что это манипуляция и не поддаваться ей.
3) Оценить реальные риски.
Есть люди, которые могут лишь злословить за спиной. Есть те, кто может подставить, нанести реальный ущерб.
Если какой-то человек уже демонстрировал такое поведение в ваш либо чей-то адрес, если есть угрозы – то нужно заранее подстраховаться. В таких ситуациях нужно действовать точно, опираясь на закон, на документы внутреннего распорядка и т.д. По возможности привлекать свидетелей, составлять акты, уведомить службу безопасности.
4) Не провоцировать.
Часто объекты зависти сами себя ведут довольно вызывающе. Они хотят удивить, привлечь внимание, стать заметнее, прочувствовать свою индивидуальность. Но в итоге становятся козлами отпущения или никаких не могут отбиться от ярлыков.
Не призываю вас к серости или к тому, чтобы не иметь своего мнения. Главное – знать меру. Самому не быть провокатором.
5) Игнорировать.
В ряде случаев просто игнор является лучшим инструментом защиты собственной нервной системы. К тому же, отказываясь подкидывать дрова в костре взаимной неприязни, вы его тушите.
6) Давать отпор.
Не всегда стоит молчать. В ряде случаев нужно давать отпор сразу. Здесь важно не опускаться до уровня «дурак - сам дурак».
Оптимальное поведение:
- Задавать вопросы: «С какой целью ты сейчас это делаешь».
- Давать интерпретацию: «Ты сейчас это делаешь, потому-то».
- Переключать внимание на обидчика: «Давай поговорим о тебе».
В любом случае все эти техники так или иначе не сгладят конфликт, а наоборот разовьют его с новой силой. Поэтому, если можно обойтись без конфликта – надо без него обойтись.
Друзья, как вы считаете, что в таких ситуациях важно?