Найти тему
VarТехник

Почему на постсоветских танках нельзя выносить автомат заряжания в башню?

Оглавление

Слухи о создании башенного автомата заряжания ходят уже давно, причём не только в России. Свои проекты имеет Украина и даже Польша. Идея ясна как день – повысить безопасность экипажа, увеличить полезный внутренний объём в корпусе и решить вопрос с длиной снаряда. Но есть некоторые проблемы, которые делают эту затею далеко не лучшей…

Проекты АЗ в башне.

Прототипов автомата заряжания в отдельной за башенной нише было достаточно, но что самое интересное – почти все они представляются как отдельные модули. Один из самых ярких примеров – Объект 640 «Чёрный орёл». Большая кормовая ниша должна была оснащаться конвейерным механизмом на 32 снаряда калибром 125 мм.

-2

Другой пример – Т-84-120 «Ятаган» из Украины. Машина существует и сейчас. Автомат заряжания имеет ту же самую схему, но боекомплект может состоять из 40 снарядов. Часть из них могут быть в не автоматизированных местах хранения.

Кроме Т-80, за основу брали и Т-72… В частности – проект «Бурлак». Как и выше упомянутые машины, автомат заряжания и кормовая ниша были отдельными модулями.

Почему от него стоит отказаться?

Для начала давайте разберёмся, почему советские конструкторы разместили автомат заряжания именно в корпусе? Причина была в том, что задание на Т-64 имело строгие ограничения по массе – до 35-37 тонн. Чтобы вписаться в заданные рамки. Боевое отделение пришлось уменьшить и отказаться от заряжающего. Разумеется, понадобился автомат заряжания. От традиционной литой башни отказываться не хотели, та и кормовая ниша занимала бы не малую долю пространства и весила б соответствующе.

-3

В тоге, изобрели карусельную схему автомата заряжания, которая занимала минимум места и экономила массу. Изначально, речь шла о 115 мм орудии У-5ТС, но с раздельно гильзовым заряжанием, а в 1967 году, был принят на вооружение Т-64А со 125 мм орудием 2А26. Кроме экономии веса, инженеры преследовали цель сохранности экипажа. Кто бы что не думал, но схема работает даже сейчас. Не так эффективно, но всё же.

Дело в том, что большая часть снарядов попадают в башню и в условиях пробития, может пострадать один танкист. Если бы в корме башни был бы автомат заряжания, то последствия не ограничились бы одним человеком.

-4

Кроме того, из опыта западных конкурентов уже понятно, что дверца для доступа к снарядам всегда открыта в боевых условиях и в конечном итоге, от вышибных панелей и кормовой ниши нет никакого смысла. Так же, создание отдельного модуля с АЗ уменьшит углы безопасного маневрирования, которыми славятся советские машины.

-5

Ну и самое последнее – экономическая целесообразность. Стоит ли платить за то, что может не сработать? Вопрос открытый. Но как можно заметить по Т-90М, работники УВЗ учли этот момент и вынесли 10 снарядов и зарядов без автоматики, а не автоматизированные места хранения полностью убрали из корпуса, чтобы не подвергать танкистов излишнему риску. Не исключено, что 10 дополнительных снарядов не пригодятся и кормовая ниша будет простым местом хранения инструментов или личных вещей.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.