Найти тему

Как сделать алфавит предметом исследования

Всем знаком алфавит, и мы прекрасно знаем, где он применяется. Однако он может стать предметом исследования и открыться для учеников совсем с другой стороны.

Проведя некоторые наблюдения, я нашла в алфавите интересные закономерности. Чтобы представить их наглядно, я сделала небольшие красочные плакатики, которые помогут найти в алфавите ответы на некоторые вопросы по фонетике.

За основу я взяла вот такую схему. Оказывается, буква О находится почти посередине алфавита. Сделаем ее центром и от нее и будем вести отсчет.

-2

А теперь ищем ответы на вопросы в алфавите.

Сколько гласных букв в русском алфавите?

-3

Перечислите все звонкие и глухие согласные.

-4

Назовите все согласные, парные по звонкости – глухости.

-5

Назовите все сонорные.

-6

Назовите все непарные глухие согласные.

-7

Назовите йотированные гласные.

-8

Такую исследовательскую работу можно предложить ученикам в начальных или в пятом классах. Это, во-первых, увлекательно. Во-вторых, способствует запоминанию алфавита. В-третьих, помогает изучать фонетику. В-четвертых, развивает навыки исследовательской работы.

Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".