Найти тему
ЕГЭ | Skills

Культура 13- 15 вв

Культура XIII - XV вв.

После монгольского нашествия в 1230-х года, начинается период упадка русской культуры:

прекращается каменное строительство храмов,
забываются многие виды ремесел,
происходит огрубение ремесла в целом.

Поэтому до наших дней практически не сохранилось культурного наследия данного периода.

Во второй половине XIV века русская культура вступила в новый этап своего развития, связанный с объединением русских земель вокруг Москвы, которая становится центром развивающейся русской культуры.

Этапы развития культуры 13- 15 вв.:

1) До средины 14 века - упадок практически во всех землях, кроме Севера Руси (только в Новгороде и Пскове продолжалось каменное строительство, которые не прекратилось даже после монгольского завоевания)

2) С середины 14 века - подъем русской культуры, связанный с экономическими успехами, а также с успешными выступлениями против Золотой Орды, что способствовало патриотическому подъёму.

Особенности развития культуры в 13-15 вв.

Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре. Эта мысль проходит через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.
Идея неразрывной связи государства XIV—XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Обращение к славному прошлому своей родины.
Централизация в государстве отразилась на централизацию в культуре, происходит унификация стилей, распространенных в разных княжествах, к единому общерусскому эталону в сфере храмового строительства и иконописи.
Москва становится не только центром нового государства, но и главным культурным центром, где происходит строительство большого количества объектов, развивается летописание.

Жанры:

Былины.

Былина - народная эпическая песня о героических событиях истории. Содержание былин вырабатывалось в течение X, XI и XII веков, а установилось во вторую половину удельно-вечевого периода в XIII и XIV веках.

Героями русских былин были: Князь Владимир, Русские богатыри. Былины передавались из уст в уста, и были записана только в 17 веке во время экспедиций филологов.

Историческая песня.

В отличие от былинного эпоса герои и события в исторической песне изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия не условно-эпическое, а конкретно-историческое, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными.

«Песня о Щелкане Дудентьевиче»

-2

одна из древнейших русских исторических песен, первое фольклорное произведение о восстании против иноземного ига, которое произошло в Твери в 1327 году. Главный герой песни - ханский посланник Шевкал или Щелкан, который приехал в Тверь, собирал дань с местного населения, но встретил отпор со стороны князей.

один ухватил его за волосы,
а другой за ноги —
да и разорвали его пополам.
Так умер Щелкан позорной смертью,
никто за него не вступился

«Песня об Авдотье-Рязаночке».

В этой песне описываетсяслучай, когда простая рязанская женщина сумела вызволить из плена своих соплеменников «всю Рязань».

Исторические повести

В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица.

Повесть «О битве на Калке»

В этом произведение рассказывается о событиях 1223 года о первой встрече русско-половецкого войска с татаро-монголами, которые произошло на реке Калке.

«Юрий сказал, что татары хорошие стрелки, другие же молвили, что они простые люди, хуже половцев. Юрий же Домамерич сказал: «Ратники они хорошие». Мстислав и другой Мстислав сказали: «Нечего нам здесь стоять. Пойдём на них». …..Татары взяли город и людей посекли, а князей задавили: положили их под доски, а сами на доски сели обедать. И так окончили князья жизнь свою».

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

В повесть включено два рассказа— о гибели князя Федора, его жены Евпраксии и их сына, и о Евпатии Коловрате.

Об убийстве Федора (Федор - сын Рязанского князя, пошел на переговоры с Батыем, где был убит)

Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам…..княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое — князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти.

Легенда о Евпатии Коловрате (рязанском боярине, который вернулся в город, застал его в руинах, собрал остатки войска и напал на татар):

«И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове ….И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты….И собрал небольшую дружину ….И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. …и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал….И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю….».

«Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде».

Это сочинение, имевшее антимосковскую направленность (князь Михаил Ярославич был убит по навету московского князя).

«Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина»

Эти произведения рассказывают о Куликовской битве, которая произошла в 1380 году. Ора произведения написаны в патриотическом духе. В них воспевается сила русского оружия и радость победы над татарами.

Из Сказания:

«И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечею. На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был треск и гром великий от преломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть то свирепое побоище. Ибо в один только час, в мановение ока, сколько тысяч погибло душ человеческих»

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

-3

Автор Хождения - рязанский купец Афанасий Никитин. Он рассказывает неофициальным языком про свое торговое, нерелигиозное путешествие. По сути это путевые заметки, дневник путешественника.

Афанасий отправился на Кавказ, чтобы продать свои товары, но был ограблен в низовьях Волги. И поэтому он решил поплыть дальше вдоль берега Каспийского моря и попал в Индию. Единственным товаром, который он доставил в Индию, был купленный по дороге и проданный с большим трудом конь.

Маршрут:

Афанасий Никитин спустился по Волге из Твери в Астрахань, пересек Каспийское море, проехал Персию и через Индийский океан достиг Индии, где прожил три года. Обратный путь лежал снова через Индийский океан, Персию, а затем по Черному морю и Крыму. Афанасий посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым, его путешествие продолжалось с 1468 по 1475 гг.

Умер он по дороге домой, недалеко от Смоленска.

Летописание

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия летописание переживало упадок. Но оно, прервавшись на время в одних, возобновлялось в новых политических центрах. Местный характер вначале имело и московское летописание, появившееся в первой половине XIV в. Однако с возрастанием политической роли Москвы оно постепенно приобрело общегосударственный характер. Оно не только отражало и идеологически закрепляло успехи Москвы в деле объединения русских земель, но и активно участвовало в этой работе, усиленно пропагандируя объединительные идеи.

В 1408 году был составлен общерусский летописный свод – Троицкая летопись, а к 1479 году относят создание Московского летописного свода. В их основе – идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель.

Развитие книжности

Наряду с религиозными произведениями, которые являлись наиболее читабельными, в библиотеках стали появляться научные статьи и работы. В библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря были найдены статьи «О широте и долготе земли», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землею», «Лунное течение», «О земном устроении» и др. Автор этих статей решительно порывал с фантастическими представлениями о строении Вселенной. Земля признавалась шаром, хотя по-прежнему ставилась в центр мироздания. В других статьях дано вполне реалистическое объяснение явлений природы (например, грома и молнии, которые, по мнению автора, происходят от столкновения туч). Здесь же статьи по медицине, биологии.

Архитектура.

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство

церковь Федора Стратилата (1361 год) Новгород

-4

церковь Спаса на Ильине улице (1374 год), расписанная внутри Феофаном Греком. Новгород.

-5

Спас Вседержитель. Феофан Грек

-6

Церковь Василия на Горке (1410 год). Псков.

-7

Московское княжество:

Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век.

При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. До наших дней он не сохранился, так как камень оказался не очень прочным и при Иване 3 стали перестраивать заново.

-8

В правление Ивана 3 с участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней.

Московский Кремль

-9

Основания стен и башен, заложенные Донским оказались качественными, их можно было продолжать использовать: кирпичные стены стоят на этом фундаменте до настоящего времени. Исследования археологов показали, что фундамент сделали из белого камня , а в некоторых местах использовали стены Кремля времен Дмитрия Донского

Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия до 1495 гг. под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирали, а на их месте возводили новые из обожжённого кирпича. Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий . В строительстве Кремля принимали участие Аристотель Феораванти, Антонио Соларио, Антонио Фрязин и др.

Успенский Собор Московского Кремля

-10

В 1475—1479 годах спроектирован и построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. В Российском государстве за годы монгольского ига были утрачены технологи возведения крупных каменных храмов, поэтому до приезда Фиораванти рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, за постройку нового собора не взялись.

1487—1491 гг. Грановитая палата Московского Кремля

-11

Строительством занимались Марко Руффо (Фрязин) и Антонио Солари. Палата была предназначена для проведения торжественных обедов, заседаний и церемониальных приёмов при венчании на царство.

Благовещенский Собор Московского кремля

Был построен Кривцовым и Мышкиным в 1484 - 1489 году. Пострадал в пожаре 1547 года, после чего был перестроен.

-12

Архангельский Собор Московского Кремля

-13

По указу Ивана Калиты была возведена каменная Архангельская церковь, которая была усыпальницей московских князей. К началу 16 века храм обветшал и был переполнен гробницами умерших. Его разобрали в 1505 году по указу Ивана Третьего. Строительство нового собора поручили итальянскому архитектору Алевизу, получившему прозвище «Новый». Великий князь не дожил до окончания строительства и его похоронили в заложенном соборе.

Колокольня Ивана Великого 1495-1509 гг.

-14

Построена итальянским архитектором Боном Фрязиным (Фрязин -это прозвище, которые давали выходцам из Италии)

В процессе возвышения Москвы, в ней увеличивалась каменное строительство, и уже в 15 веке, в правление Ивана Третьего складывается ансамбль Московского кремля, который существует и по сегодняшним день. В строительстве принимали активное участие зодчие и иконописцы из Европы, так как национальные школы находились в процессе формирования.

Иконопись.

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х гг. XIV в. Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице. К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения фрески церкви Федора Стратилата. Одни исследователи считают их произведением Феофана, другие — работой его учеников.

Феофан Грек.

Донская икона божьей матери

-15

Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV — начале XV в. В это время здесь окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев, живший на рубеже XIV—XV веков. Рублев родился около 1360 г. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем — Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1405 г. он вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. Рублев работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни живописец расписал собор Андроникова монастыря, в котором впоследствии был похоронен (умер около 1430 г.)

Наиболее известными произведениями Рублева являются:

Рублев. «Троица» Икона Троице-Сергиева Монастыря

-16

Рублев. Фрески Успенского собора во Владимире

-17

Продолжателем традиций Рублева стал московский иконописец - Дионисий (1440-1502). Он работал над росписью Успенского собора Московского Кремля, Ферапонтов монастыря.

Дионисий. Николай Чудотворец. Роспись Ферапонтова монастыря 1444

-18

Дионисий. Одигитрия Смоленская 1482

-19

Монастыри

13 - 16 вв. - период бурного роста монастырей. С 988 г. по 1240 г. было 116 монастырей, в 1240–1448 гг. возникло еще 286, а в период с 1448 г. до конца XVI в. появилось 486 новых обителей. Основу богатства обителей центральных районов составлял земельный фонд, обрабатываемый трудом крестьян. Также монастыри занимались торговлей, ростовщичеством. В крупных обителях были крупные библиотеки: В Кирилло–Белозерском монастыре в XVI в. было 780 рукописных книг, в Иосифо–Волоколамском — 690, в Троице–Сергиевом — 469, в Соловецком по описи 1597 г. — 481 книга.

Троице-Сергиев монастырь

-20

Был одним из самых крупных монастырей 15-16 вв, в первой четверти XVI в. В нем находилось 300 иноков (монахов), а к концу века даже 700, не считая слуг. Владения монастыря к концу XVI в. располагались в 40 уездах. Только за XVI в. Троице–Сергиев монастырь приобрел к уже имевшимся — 302 новых сел и селец (не считая деревень), 17 варниц, ряд мельниц, городских дворов. отказываясь от индивидуальной собственности монахов, проповедуя аскетический идеал, монастыри становились владельцами порой колоссальных земельных массивов. Основателем Троице-Сергиевой лавры считается Сергий Радонежский. Монастырь был основан в 1337 или 1342 году.

Сергий Радонежский:

-21

Сергий пришел жить на пустошь, позднее присоединилось еще 12 монахов, так со временем был образован монастырь. Сергий в своем монастыре вводил общежитие, которое при его преемниках стало обязательным для всех монастырей на Руси.

Издревле в христианском монашестве сложилось три главных способа устроения жизни: отшельничество, скит и общежитие (по-гречески — «киновия»). Отшельник жил совершенно один, в пустынной и безлюдной местности, ни с кем не общаясь. Скитяне селились неподалёку друг от друга, в будние дни недели они жили уединённо, а на субботу и воскресенье собирались вместе для совершения церковных служб и духовной беседы. Общежительные монахи жили в монастыре, вели общее хозяйство и пользовались монастырским имуществом. Но в эпоху княжеских междоусобиц многие из них пришли в упадок. Общежитие сменилось особножитием — таким образом жизни, когда монах, поступивший в монастырь, сохранял за собой своё имущество. То есть по сути люди, которые хотели стать монахами меняли место, переезжая туда со всем своим имуществом. Это, по мнению Сергия, вело к греху - стяжательству. Монахи хотели сохранить и приумножить свой скарб.

Троице - Сергиев монастырь стал оплотом московских князей, монастырь располагался на их землях, они оказывали монахам покровительство. А монахи, во главе с Сергием, в свою очередь, помогали князьям. В 1380 году Сергий благословил войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву, а также посла двух монахов - Пересвета (который погиб в схватке с Челубеем) и Ослябя.

Сергий Радонежский и Дмитрий Донской.

Сергий был духовником Дмитрия, его наставником.

В мае 1389 г. произошло последнее свидание Сергия с его духовным сыном - Дмитрием Донским. В качестве духовника Сергий свидетельствовал завещание Дмитрия Ивановича, в котором великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением московских князей, и тем самым устанавливался основной принцип единодержавия. Сергий Радонежский, таким образом, освятил своим авторитетом рождение новой государственности, складывавшейся в тяжелых противоречиях и в острейшей борьбе с внешней угрозой.

О жизни Сергия Радонежского написано "Житие" - автором считается монах Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым.

Борьба Иосифлян и нестяжателей

С самого начала христианства на Руси монастыри были рассадниками христианского просвещения и сыграли решающую роль в христианизации нравов. Однако с течением времени, когда монастыри оказались собственниками обширных земель и всякого богатства, жизнь в монастыре стала соблазном для разного рода тунеядцев и шедших туда не столько ради спасения души, сколько для безбедной и безопасной жизни. Монастырские нравы, бывшие строгими раньше, значительно расшатались. В конце XV в. на Руси оживились разнообразные еретические движения. Самым активным из них было движение жидовствующих (ересь жидовствующих) еретическое движение, зародившееся. Новгороде и распространившееся по всей стране. В том числе имеющие множество высокопоставленных приверженцев при дворе московского князя. Главный догмат ереси - нарушение учения о святой Троице, они читали, что Христос - не Сын Божий, а такой же человек, как Моисей.

Наказание (отрезание языка) для распространяющих ересь
Наказание (отрезание языка) для распространяющих ересь

Таким образом, в русской церкви накопилось множество нерешенных вопросов, которые необходимо было разрешись в ближайшее время. В 1503 году состоялся церковный Собор, на котором решались такие проблемы как:

1) Борьба с ересью жидовствующих (как бороться и как наказывать)

2) Борьба с духовным разложением среди монашества

3) Вопрос о церковном землевладении (церковь стала крупнейшим землевладельцем, и многие монахи и священнослужители по сути наживались, эксплуатируя труд крепостных крестьян, которые после введени Судебника 1497 года были по сути, прикреплены к земле. То есть церковь была таким же феодалом, как и бояре, князь)

По данному вопросу высказались многие настоятели монастырей. Однако наиболее радикальной были позиции Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

Нил Сорский (основатель скита на реке Соре, недалеко от Вологды) считал, что разрушение церковных нравов и как следствие падение авторитета церкви происходит из-за того, что монахи занимаются не своим прямым делом-молитвой, и управляют большими земельными имениями церкви, ведут торговлю, эксплуатируют труд крестьян. Это есть грех стяжательства, который удаляет их от веры. Нил Сорский выступал за нестяжательство. Церковь, по его мнению, не должна иметь больших земельных владений. Владений должно быть столько, чтобы монахи обрабатывали все только своим трудом, а если им не хватало, то просили у людей. Главное для монахов - не участие в экономической и политической жизни, а молитва. В отношении еретиков Нил Горский был против их насильственного умерщвления. Нестяжатели говорили, что Бог желает не смерти грешника, а его раскаяния.

Иосиф Волоцкий (игумен и основателя Волоколамского монастыря) напротив, был сторонником идеи о том, что церковь - это лицо общества. И что отдельно взятый монах - должно быть беден, у него не должно быть имущества. Но при этом имущество должно быть у церкви. Церковь должна быть сильным, богатым, властным институтом, который является опорой для власти. То есть в отличие от Нила Сорского, Иосиф считал, что церковь должна не только «молиться», но и участвовать активно в политической и экономической жизни страны. Сторонники Иосифа (иосифляне) настаивали на жестких мерах по искоренению ереси, вплоть до сожжения еретиков на костре.

Иосифляне поддерживали мероприятия центральной власти по борьбе с еретиками, а также не противились разводу Василия Третьего с первой женой из-за бездетности (хотя согласно христианскому учению, бездетность — это не повод для развода, так как рождение детей — это не главная цель жизни христианина), власть стала поддерживать именно иосифлян, они заняли все лидирующие позиции в церковной среде. А последовали Нила Сорского, были сосланы в далекие монастыри.

Личности:

  • Аристотель Фиораванти
  • Бон Фрязин
  • Марко Руффо (Фрязин)
  • Нил Сорский
  • Иосиф Волоцкий
  • Сергий Радонежский
  • Дионисий
  • Андрей Рублев
  • Феофан Грек
  • Афанасий Никитин
  • Алевиз "Новый"

Термины

  • Нестяжатели
  • Иосифляне
  • Былины

События:

  • 1337 (1342) - основание Троице -Сергиева монастыря
  • 1361 - церковь Федора Стратилата. Новгород
  • 1367 - строительство белокаменного Кремля в Москве
  • 1374 - строительство церкви на Ильине улице. Новгород.
  • 1410 - строительство церкви Василия на горке. Псков
  • 1475-1479 - строительство Успенского собора Московского Кремля
  • 1484-1489 - строителство Благовещенского Собора Московского Кремля
  • 1487-1491 - строительство Грановитой палаты Московского Кремля
  • 1495 - 1509 - строительство колокольни Ивана Великого
  • 1508 - строительство Архангельского Собора московского Кремля