Найти в Дзене
Культурные коды

Что первичнее ?

С детства нас учат раздумывать над загадками, мы знаем их множество - народных, мифологических, научных, философских...Одной из самых неразрешимых считается вопрос первичности яйца или курицы; до сих пор встречается много людей, которые её впервые услышали в очень зрелом возрасте и были озадачены вторичным вопросом " тогда откуда взялась курица ?"

Фаберже
Фаберже

Я же ставлю вопрос иначе : что первичнее - профессионализм или нрав-ственность? Должен ли закон потакать душевно неразумному, безответ-ственному профессионалу и выводить его на передовые позиции только с точки зрения " развития" той сферы деятельности, которую он выбрал ? Или каким-то образом плоды его деятельности, высветив пороки этого человека, дадут сигнал для закона не держать на свету подобное явление ? Может быть, в обществе найдётся ему талантливая и нравственная альтернатива ? Вседозволенность порождает благоприятную среду для того, чтобы оживились все тайные микробы человеческих душ...

Джотто
Джотто

Есть хорошие методы распознавания добра и зла : читая книги и статьи, вглядитесь в лицо автора, об этом предупреждала давно забытая, но полезная физиогномика. Все люди несовершенны, но все тянутся к макси-мально совершенным, внешне и внутренне работающим над собой, - в этом есть закон человеческих отношений и приоритетов. Очень много прекрасных лиц и душ подарило нашей стране дворянство и та среда, которая подтягивалась по иерархической лестнице, так как существовали социальные лифты.

Н.Зверев (учитель Рахманинова), О.А.Романова , Б.Кутузов, Н.Гумилёв, П.Третьяков,Е.Бальмонт
Н.Зверев (учитель Рахманинова), О.А.Романова , Б.Кутузов, Н.Гумилёв, П.Третьяков,Е.Бальмонт

Разумеется, встречались и щедринские персонажи, никто не отрицает подобных исключений, но в общей массе из дворян готовили честных и добросовестных управленцев и военных, в то время как честная интелли-генция растила в своих рядах настоящих профессионалов - инженеров, архитекторов, врачей, юристов, людей искусства и культуры. Вероятно, именно правильная система воспитания и образования вынесла на по-верхность все те имена, плодами которых наши сограждане пользуются до сих пор, дала толчок в развитии музыки, литературы, грамотного строительства, новых отраслей промышленности.

Профессионалы в музыке, поэзии, литературе, архитектуре - Чайковский, Блок, Толстой, Шехтель
Профессионалы в музыке, поэзии, литературе, архитектуре - Чайковский, Блок, Толстой, Шехтель

Что же касается собственно дворянского класса, то с понятиями " честь", "благородство"и "долг"вырастало уже не одно поколение, и естественным отбором проявились в этой среде великодушие, уступчивость, пацифизм, - в общем всё то, что с некоторым снисхождением именовалось дворовыми " фарфор"...Вероятнее всего, в немалой степени такая благодушная позиция привела к тому, что в Гражданскую почти весь фарфор перебили, а звероподобие начало диктовать свои порядки, и только позднее, слегка насытившись властью, ослабило свою хватку.

Гражданская война : снос памятника царю, снос храма Христа, большевики и пушка
Гражданская война : снос памятника царю, снос храма Христа, большевики и пушка

В России 19 века была разработана система воспитания для дворян : небольшого по общей численности класса, оболганного впоследствии большевиками. Система эта имела жёсткое расписание с ранним подъё-мом и обливанием холодной водой для закалки воли, свои наказания и поощрения, воспитание порядка, аккуратности, честности, непотакания порокам, послушания старшим, то есть общей нравственности с малых лет и той степени ответственности, которая составит в дальнейшем понятия "долг" и " государственная служба". Одной из важнейших задач первых лет правления Александра I считалось дать такое воспитание и образова-ние детям лучших дворянских фамилий ,чтобы после окончания Лицея они выросли до прогрессивных государственных деятелей, призванных ускорить в России процесс вхождения в Европу.

Мариинские гимназии  и Екатерининский институт
Мариинские гимназии и Екатерининский институт

Женские институты предполагали взращивать лучшие моральные качест-ва у девушек, в то же время вводились новые науки и дисциплины для особ, наделённых пытливым умом. Это меняло мещанскую женскую сущ-ность на качество высшего порядка, наделённого разумными мыслями, превращало дворянок в интересных собеседниц, просвещённых мысли-телей, поэтесс и музыкантов,педагогов. Внутренний мир хорошо образо-ванных женщин был приближен к мужскому, сохраняя в себе лучшие качества для материнства и супружества.

Россия выгодно отличалась тогда от Европы малой скоростью распростра-нения фривольности и разврата , как неотъемлемых частей вседозволен
ности и псевдодемократии. Может быть первым, кто забил тревогу,увидев проникновение в высшие структуры власти России подозрительно душев-но неопрятных и лживых субъектов, был Пушкин. Он же не просто развле-чения ради бросился искать в архивах нечто, что помогло бы очистить "авгиевы конюшни" при дворе. Но вот незадача - сразу же наткнулся на довольно циничную переписку Екатерины с Вольтером, понял развраща-ющие действие на российских помещиков екатерининских законов, попы-тался понять народ через исследование пугачёвских бунтов.... То есть Пушкин был государственником до мозга костей, он сердцем понимал свою Отчизну, но умом видел все её недостатки, и , мучаясь противоре-чиями , пытался найти верные пути развития России...Кроме Пушкина, большую пользу стране принесла и деятельность дипломата и канцлера Горчакова, и адмирала и сенатора Матюшкина, и других одноклассников, которые жизнь свою полностью посвятили Родине. Следовательно, в общем Лицей свою задачу выполнил и вырастил в лице не одного только Александра Сергеевича настоящих граждан своей страны в самом высоком смысле.

Пушкин, Малиновский, Горчаков, Дельвиг
Пушкин, Малиновский, Горчаков, Дельвиг

Скорее всего, правильный подбор преподавательского состава, поощре-ние поэтического вдохновения учеников, возвышающее над обыден-ностью, конкурентность и подтянутость принесли большую нравственную пользу.

Что мы имеем сейчас ? Отсутствие моральных авторитетов и отсутствие верно направляющей силы в сторону добра при весьма расплывчатых о нём понятиях. Измученную экспериментами школу и растерявшихся в педагогических новациях родителей, на выходе - безграмотных учеников с мотивацией на зубрёжку и дальнейшим трудоустройством в сфере торговли.

В культуре получили такого министра, что приходят на ум пляски на Лысой горе, а крупнейшими музеями страны назначили руководить абсолютно неадекватных особ женского пола, без вкуса, без чувства меры, без понятия о прекрасном....

Режиссёрами и художественными руководителями театров назначают душевнобольных или бессовестно экспериментирующих, липовых "интеллектуалов", - достаточно послушать эти рассуждения, посмотреть на эти лица, увидеть недопустимое в приличном обществе действие на сцене.

Почему это происходит ? К власти пришли безнравственные, шаткие души, падкие на любое новое " течение " в искусстве, и поскольку в отличие от русских дворян, они не получили с детства правильного художественного воспитания, способного развить вкус и меру, то готовы принять за искусство любую лукавую подделку и суррогат.

Так что же первичнее : их активная жизненная позиция, поиски новаций, участие в многочисленных фестивалях ( то есть заслуги за публичную активность) или всё-таки то пробуждение нравственных ростков у зрителя, тот положительный результат, который получается на выходе действительно значимого и п о л е з н о г о произведения ?

Сейчас в художественную среду пролезли рекламные трюки : чтобы добиться успеха, нужна провокация. И никто не задумывается над тем, что слово это совсем не несёт в себе положительного начала, олицетворяя полную тьму, постыдное дно человека.Для режиссёра это только метод для привлечения зрителя, играющий на человеческих недостатках, - и это уже коммерция, но не искусство.

Нравственность - первична, для меня нет никаких сомнений в этом, профессионализм в ЛЮБОЙ сфере, а в искусстве в особенности, должен базироваться на ней. Иначе нас ожидает сценарий по известной картине Брейгеля.

Слепцы
Слепцы