46,7K подписчиков

БОК-1 - советский стратосферный самолёт. История создания

3,4K прочитали

Испытания цельнометаллического стратосферного самолёта БОК-1 начались осенью 1936 года. Конструкторы бюро особых конструкций, или коротко - БОК ЦАГИ работали над созданием самолёта под руководством инженера В.А. Чижевского.

Новый самолёт внешне был схож с АНТ-25, построенный на три года раньше БОК-1. Целью создания подобного самолёта являлись полёты на больших высотах, от 12 до 13 тысяч метров.

Испытания цельнометаллического стратосферного самолёта БОК-1 начались осенью 1936 года.

Площадь крыла БОК-1 составляла 78,8 м² (по размерам почти как и у АНТ-25). Самолёт имел вставную двухместную герметичную кабину, утечка воздуха из которой была сведена к минимуму.

Вес пустого БОК-1 составлял 3482 кг, а взлетный с нормальной нагрузкой - 4162 кг.

Компоновка БОК-1
Компоновка БОК-1

Самолёт развивал скорость 230 км/час у земли, а на высоте 4 тыс. метров - 242 км/ч. Потолок достигал 14 тыс. метров. В ходе испытаний конструкторы выяснили, что кабину следует доработать - нужно было увеличить площадь остекления.

Интересный факт: во время полёта экипаж БОК-1 находился в духоте и жаре. Это было связано с тем, что под кабиной экипажа находился радиатор.

Испытания цельнометаллического стратосферного самолёта БОК-1 начались осенью 1936 года.-3

Все недостатки были устранены в следующих версиях самолёта БОК. Самую первую модификацию планировали использовать в качестве высотного разведчика. Годами позже были созданы такие самолёты, как БОК-7, БОК-8 и БОК-11, на которых гермокабина была более доработанной. Также изменения получили турбокомпрессорные установки для наддува двигателей и гермокабин. Также, крайние версии самолёта оснащались вооружением с дистанционным управлением, чего не было ни на одном зарубежном самолёте того времени.

Испытания цельнометаллического стратосферного самолёта БОК-1 начались осенью 1936 года.-4

Конструкция

Крыло БОК-1 - трёхлонжеронное и не имело мощных зализов. Обшивка крыла гофрированная, аналогично самолёту АНТ-25. В дальнейшем в ходе испытаний гофру обклеили перкалем и покрасили.

Фюзеляж имел съемную носовую часть, что позволяло с легкостью обслуживать и производить замену двигателя. Сверху фюзеляжа устанавливалась герметичная кабина.

Шасси БОК-1 неубираеме, имеет масляно-пневматическую амортизацию. Основные стойки шасси оснащены поддерживающими подкосами. Колеса шасси были оснащены каплевидными обтекателями.


Испытания цельнометаллического стратосферного самолёта БОК-1 начались осенью 1936 года.-5

БОК-1 имел красно-серебристую окраску. На вертикальном оперении изображалась эмблема Бюро особых конструкций.

Характеристики

Испытания цельнометаллического стратосферного самолёта БОК-1 начались осенью 1936 года.-6

Ставьте палец вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, если вы ещё этого не сделали! Также вы можете поддержать канал материально:

Испытания цельнометаллического стратосферного самолёта БОК-1 начались осенью 1936 года.-7