Найти тему

Кино о настоящем

 фильм «Акварель»
фильм «Акварель»

И вот на экраны вышел фильм! Полнометражный, игровой, с прекрасными актерами.

Посыпались рецензии и отзывы. Каковы же критерии оценки актерской игры?: Правдиво ли играют, искренне ли? По-настоящему ли переживают все события? Верим ли мы актерам? 

Заметили?

Мы оцениваем игровое кино по критериям документального. В том числе и игровое в жанре фантастики. Пусть действие происходит в далеком будущем, пусть в этом будущем самые невероятные технологии, пусть инопланетяне – мы внутренне хотим правдивой истории. Человеческой истории. Мы хотим настоящего. Как хотим настоящего и в жизни. Настоящую любовь, друзей, работу. Мы ценим все настоящее – чистую воду и воздух, живую еду. Мы с вами так устроены. Вот именно это и составляет основу документального кино. Это - истории о настоящем. То самое «запечатленное время». В 1995 году объединением кинорежиссеров «Догма 95» (основатель которого Ларс фон Триер) был выпущен Манифест. В Манифесте утверждается, что кино — это не иллюзия! А высшая цель режиссера игрового кино— «выжать правду из персонажей и обстоятельств».

Первый фильм на планете Земля – «Прибытие поезда», представленный братьями Люмьерами в Париже в 1895 году – документальный. С того самого дня рождения кинематографа документальное кино уже пережило и продолжает переживать невероятные события. За прошедшие 125 лет у человечества есть настоящий документ. Ведь документальные фильмы – всегда документ эпохи. Самые значимые, ставшие историческими, события и человеческие истории. 

«Прибытие поезда»
«Прибытие поезда»

С начала нынешнего, 21 века документальное кино переживает потрясающий расцвет. Одной из причин этого расцвета, стало стремительное развитие технологий. Сегодня каждый из нас имеет полный набор инструментов для создания фильмов – свой смарт, ай – фон. Т.е., камеру, микрофон, монтажные программы. И – интернет – безграничную просмотровую площадку. Все блоги, стримы – это разновидности документального кино. А их, разновидностей, много – научно-популярное, расследования, фильмы-портреты, эссе, обучающее. Документальное кино запечатлевает жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. 

Поскольку инструменты для создания документальных фильмов теперь уже в общем доступе, выросла до небес и режиссерская конкуренция. Конечно, не каждый создатель документального видеоряда, пусть даже хорошо владеющий инструментарием - режиссер. Режиссер – это умение видеть и совершать выбор. Видеть в маленькой частице целую Вселенную, выбирать самое ценное и выразительное. Режиссер документального кино – это золотоискатель, перемалывающий тонны, чтобы найти сверкающую солнцем частицу. 

Съемки фильма «Москва слезам не верит»
Съемки фильма «Москва слезам не верит»

Перефразируя цитату из российского оскароносного фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» - «игрового кино не будет, будет только документальное», можно только посмеяться. Стремление к вымыслу в нас также незыблемо, как и жажда настоящего. Надо только прислушаться к самому себе. Услышать и увидеть сердцем. И если чудо крохотной божьей коровки и безбрежные океаны, события, ткущие ткань истории и невероятные истории людей Вам интересны – тогда идите в документальное кино. Оно – о настоящем.

Ирэна Рудина, 

мастер курса документально-игрового кино в Высшей школе режиссеров и сценаристов.

Если вы хотите стать студентом двухгодичной мастерской документального кино, ознакомьтесь с условиями поступления на нашем сайте: https://kinoshkola.org/node/4139