Советская власть понимала: такая штука, как идеология, требует огромных затрат. Вкладывать в неё нужно не меньше, чем в армию. Хотя бы потому, что в отсутствии идеологии все военные расходы – деньги на ветер, и даже вооружённая ядерными ракетами армия окажется беспомощней младенца-ползунка.
Система идеологического распознавания «свой»-«чужой» перестала работать во время правления последнего вождя КПСС. Точнее, её вывели из строя - а дальше рухнуло государство.
Была, скажем, такая солидная организация – Всесоюзное общество «Знание». Занималось просвещением и пропагандой – в максимально доступной и приближенной к человеку форме.
Имело своё издательство, печатало журнал "Наука и жизнь", еженедельник «Аргументы и факты». Среди создателей – писатель Симонов, историк Тарле, балерина Уланова. Послевоенное поколение убеждали: быть знающим – престижно, молодые шли в науку, там проходил фронт борьбы за будущее.
Чтобы не проиграть соревнование с СССР, в Соединённых Штатах в 1958-м году даже принимают закон «Об образовании в интересах национальной обороны»; понятно, что состязаются не просто две державы – две разных идеологии.
Тридцать лет проходит – и где наступательность, где подъём, где вера в свою правоту?
В октябре 1989-го общество «Знание» проводит в Саратове республиканский семинар лекторов «Литература и искусство в условиях социалистического плюрализма». Смысл слова со времён перестройки почти забыт, можно сказать, что это признание права существовать разным точкам зрения.
Записи с того семинара у меня сохранились; вот что, почти дословно, говорили докладчики.
Литературный критик Наталья Иванова, невестка писателя Рыбакова, автора «Детей Арбата» призывала «капнуть кислотой здравого смысла» на творчество писателей из другого идейного лагеря. Больше всего досталось Проханову – носителю «оборонного сознания», который «мечтает рассадить казарменные ростки по земле и создать всемирный надармейский супер-штаб».
Кинокритик, обозреватель «Литературной газеты» Александр Егоров радостно утверждал: «Мы вписываемся в мировой контекст, как бы не сопротивлялись тому наши целомудренные натуры».
«Кто воюет и против кого?» - задавался вопросом Сергей Чупринин, в ту пору ещё заместитель главного редактора журнала «Знамя» (ныне -главный). И сам себе отвечал: «Сражение идёт между людьми культуры и детьми Шарикова, русскими фашистами», то есть теми, кто готов «идти другим путём, отличным от остальной цивилизации», кто хочет «строить славянское теократическое государство», кто «привык жить в осаждённой крепости, готов постоянно пугать и пугаться». А с другой стороны – те, кто «чувствуют себя не богоносцами, а нормальными людьми в нормальной стране».
«Никакая идея не принесла нам столько зла, сколько идея самобытности. Раздел на славянофилов и западников потерял всякий смысл - Запад со всех сторон. Нам грозит остаться одним с Монголией против всего мира, если только монголы от нас не откажутся, как отказались братья-славяне».
…До чего же хороша временная дистанция!
Тридцати годов будто не было – всё те же люди по всё тем же прописям учат нас плюрализму и прочим перверсиям.
И, конечно, никакой идеологии – просто нам бескорыстно несут единственно верные ценности.
Кстати, никого из оппонентов на тот семинар тридцатилетней давности не позвали. Свобода слова, диктатура совести.