С прошлого года растительное мясо, веганское лате и зефир без яиц стали фактически мейнстримом. Огромное количество веганских опций фаст-фуда можно найти не только в Штатах, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, но и в России. Однако, по сравнению с западом и даже востоком, Россия пока не является основным рынком для конгломератов растительной продукции.
Уже в начале января 2019 года в журнале «Economist» прошлый год был назван годом веганства. А в этом году течение здорового образа жизни, вегетарианства и веганства достигло такого пика, которого мы ещё не видали. На прилавках и на интернет-площадках появилось огромное разнообразие здоровых вегетарианских и веганских опций растительной пищи. Все огромные сети быстрого питания подключились к соревнованию о том, кто займёт первое место в заголовках новостей Instagram, включая приз за самые длинные очереди за веганской едой.
Так, еще в начале прошлого года всем известный воппер (whopper) Бургер Кинга в 59 точках в ресторанах Штатов был сделан веганским. Его для компании выпускает производитель веганского мяса Impossible Foods (в переводе - «Невозможная или невообразимая еда»). В августе 2019-го Subway в сотрудничестве с другой компанией - Beyond Meat (в нашем свободном переводе «за гранью мяса») на ограниченное время в 685 местах Канады и Штатов запустили сэндвич Beyond Meatball Marinara с веганскими мясными шариками. А в KFC в конце августа появился веганский жареный цыплёнок и за 5 часов ограниченного времени они распродали абсолютно все веганские наггеты и крылышки.
В Instagram многие жаловались на то, что смысла то в очереди стоять совсем нет, так как по вкусу это же просто элементарные веганские жареные крылышки!
Эта волна докатилась и до Китая: в декабре 2019 года в Шанхае Taco Bell сделал опять же лимитированный запуск продуктов с растительной свининой. Она называется Омни-свинина и рекламируется как намного более здоровая и веганская альтернатива мясу свиньи. По информации от самой компании, в продукте совсем нету холестерина, он содержит на 70 % больше жиров, на 200 % больше кальция и на 50 % больше железа чем в самой свинине. Ведь в Китае пропорция свинины к говядине по потреблению равна семи к одному, то есть это около 700 миллионов свиней в год.
В мае этого года Nestle объявило о том, что они собираются вложить 104 миллиона долларов в открытие завода по производству растительных продуктов в Китае недалеко от Беджинга. Старбакс, который в апреле этого года, в разгар пандемии, сделал совместное предприятие с Beyond Meat по производству растительного «свиного» мяса в Китае – Omnipork, и будут поставлять 4200 кофейням сети по всему Китаю. А основной конкурент Beyond Meat –компания Impossible Foods, - в январе 2020 года также выпустила на рынок «фейковую» свинину, которая в свободном переводе так и называется «невозможная» или «невообразимая» свинина» на основе соевого протеина, на вид в вкус почти не отличимую от натуральной.
Многие компании разглядели тенденцию веганизма уже давно. Так, еще в 1999 году компания Kellogg прикупила вегетарианский бренд MorningStar Farms, и на сегодня это бизнес-подразделение Kellogg достигло уже 450 миллионов долларов годового оборота.
В России уже прошлом году в «Азбуке вкуса» начали продаваться искусственные котлеты Beyond Meat. Теремок и TGI Fridays тоже продают продукты из искусственного мяса от Beyond Meat. На прилавках появились и продукты от отечественного производителя - компании Greenwise из Малоярославца, которая производит веганское мясо, а также вегетарианские котлеты от мясокомбината «Окраина» и прочих небольших производителей. У многих мясокомбинатов и производителей пищевой промышленности России в ближайших планах производство растительного мяса: создаются венчурные фонды и фонды рисковых капиталов для таких инвестиций – например, фонд Aintrigud и венчурный фонд ранних стадий Fuel For Growth, которые инвестируют в фудтех и новые технологии в производстве продуктов питания.
Рынок растительного мяса и веганских продуктов стремительно растет. Специалисты агентства Markets and Markets подсчитали что рынок растительного мяса будет расти на 15% в год и к 2025 году достигнет размера 28 миллиардов долларов, а аналитики банка UBS предсказывают еще более агрессивный рост - до 85 миллиардов долларов к 2030, что они называют консервативной оценкой.
Действительно, по статистике, мы как потребители, все больше предпочтения отдаем растительным вариантам. Например, в Китае, одной из самых «мясоедческих» стран, продажи растительного мяса выросли с 7,2 миллиардов долларов в 2014 году до 9,7 миллиардов в 2018-м по оценке Euromonitor. А к 2023 году прогнозируют, что Китайский рынок растительного мяса будет оцениваться в 11,9 миллиардов долларов.
В России, по данным агентства FruitNews, продажи продуктов для веганов у нас в стране росли на 18-32% в 2018 году, и их общий объем достиг 9,7 тыс. тонн. Они прогнозируют также, что к 2023 году объем российского рынка веганских продуктов составит 34,50 тыс. тонн. Это намного меньше, чем за рубежом, но тем не менее тенденция ясна. Но пока в России только создаются венчурные фонды и планы инвестиций, западные конгломераты зарабатывают не только у себя дома но и на далеком востоке и странах Азии.