Найти в Дзене
Спелый.Вкус

Мировая веганская гонка. Участвует ли Россия?

Агитация за вегансвто достигла небывалого уровня.
Агитация за вегансвто достигла небывалого уровня.

С прошлого года растительное мясо, веганское лате и зефир без яиц стали фактически мейнстримом. Огромное количество веганских опций фаст-фуда можно найти не только в Штатах, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, но и в России. Однако, по сравнению с западом и даже востоком, Россия пока не является основным рынком для конгломератов растительной продукции.

Уже в начале января 2019 года в журнале «Economist» прошлый год был назван годом веганства. А в этом году течение здорового образа жизни, вегетарианства и веганства достигло такого пика, которого мы ещё не видали. На прилавках и на интернет-площадках появилось огромное разнообразие здоровых вегетарианских и веганских опций растительной пищи. Все огромные сети быстрого питания подключились к соревнованию о том, кто займёт первое место в заголовках новостей Instagram, включая приз за самые длинные очереди за веганской едой.

Так, еще в начале прошлого года всем известный воппер (whopper) Бургер Кинга в 59 точках в ресторанах Штатов был сделан веганским. Его для компании выпускает производитель веганского мяса Impossible Foods (в переводе - «Невозможная или невообразимая еда»). В августе 2019-го Subway в сотрудничестве с другой компанией - Beyond Meat (в нашем свободном переводе «за гранью мяса») на ограниченное время в 685 местах Канады и Штатов запустили сэндвич Beyond Meatball Marinara с веганскими мясными шариками. А в KFC в конце августа появился веганский жареный цыплёнок и за 5 часов ограниченного времени они распродали абсолютно все веганские наггеты и крылышки.

В Instagram многие жаловались на то, что смысла то в очереди стоять совсем нет, так как по вкусу это же просто элементарные веганские жареные крылышки!
По виду отличить веганские крылышки можно быть только по зелёному цвету ведёрка.
По виду отличить веганские крылышки можно быть только по зелёному цвету ведёрка.

Эта волна докатилась и до Китая: в декабре 2019 года в Шанхае Taco Bell сделал опять же лимитированный запуск продуктов с растительной свининой. Она называется Омни-свинина и рекламируется как намного более здоровая и веганская альтернатива мясу свиньи. По информации от самой компании, в продукте совсем нету холестерина, он содержит на 70 % больше жиров, на 200 % больше кальция и на 50 % больше железа чем в самой свинине. Ведь в Китае пропорция свинины к говядине по потреблению равна семи к одному, то есть это около 700 миллионов свиней в год.

В мае этого года Nestle объявило о том, что они собираются вложить 104 миллиона долларов в открытие завода по производству растительных продуктов в Китае недалеко от Беджинга. Старбакс, который в апреле этого года, в разгар пандемии, сделал совместное предприятие с Beyond Meat по производству растительного «свиного» мяса в Китае – Omnipork, и будут поставлять 4200 кофейням сети по всему Китаю. А основной конкурент Beyond Meat –компания Impossible Foods, - в январе 2020 года также выпустила на рынок «фейковую» свинину, которая в свободном переводе так и называется «невозможная» или «невообразимая» свинина» на основе соевого протеина, на вид в вкус почти не отличимую от натуральной.

Многие компании разглядели тенденцию веганизма уже давно. Так, еще в 1999 году компания Kellogg прикупила вегетарианский бренд MorningStar Farms, и на сегодня это бизнес-подразделение Kellogg достигло уже 450 миллионов долларов годового оборота.

В России уже прошлом году в «Азбуке вкуса» начали продаваться искусственные котлеты Beyond Meat. Теремок и TGI Fridays тоже продают продукты из искусственного мяса от Beyond Meat. На прилавках появились и продукты от отечественного производителя - компании Greenwise из Малоярославца, которая производит веганское мясо, а также вегетарианские котлеты от мясокомбината «Окраина» и прочих небольших производителей. У многих мясокомбинатов и производителей пищевой промышленности России в ближайших планах производство растительного мяса: создаются венчурные фонды и фонды рисковых капиталов для таких инвестиций – например, фонд Aintrigud и венчурный фонд ранних стадий Fuel For Growth, которые инвестируют в фудтех и новые технологии в производстве продуктов питания.

Веганский холодец по насыщенности не уступает обычному.
Веганский холодец по насыщенности не уступает обычному.

Рынок растительного мяса и веганских продуктов стремительно растет. Специалисты агентства Markets and Markets подсчитали что рынок растительного мяса будет расти на 15% в год и к 2025 году достигнет размера 28 миллиардов долларов, а аналитики банка UBS предсказывают еще более агрессивный рост - до 85 миллиардов долларов к 2030, что они называют консервативной оценкой.

Действительно, по статистике, мы как потребители, все больше предпочтения отдаем растительным вариантам. Например, в Китае, одной из самых «мясоедческих» стран, продажи растительного мяса выросли с 7,2 миллиардов долларов в 2014 году до 9,7 миллиардов в 2018-м по оценке Euromonitor. А к 2023 году прогнозируют, что Китайский рынок растительного мяса будет оцениваться в 11,9 миллиардов долларов.

В России, по данным агентства FruitNews, продажи продуктов для веганов у нас в стране росли на 18-32% в 2018 году, и их общий объем достиг 9,7 тыс. тонн. Они прогнозируют также, что к 2023 году объем российского рынка веганских продуктов составит 34,50 тыс. тонн. Это намного меньше, чем за рубежом, но тем не менее тенденция ясна. Но пока в России только создаются венчурные фонды и планы инвестиций, западные конгломераты зарабатывают не только у себя дома но и на далеком востоке и странах Азии.