Найти тему
Вижу красоту

Зажигающий сердца фарфор Асты Бржезицкой

Аста Бржезицкая за работой над скульптурой «Чайка» из сюиты «Рассказы А.П. Чехова»
Аста Бржезицкая за работой над скульптурой «Чайка» из сюиты «Рассказы А.П. Чехова»

Друзья, представляю вам одно из моих любимых интервью Асты Давыдовны Бржезицкой, опубликованное в 1987 году в журнале «В мире книг». Мне захотелось проиллюстрировать упомянутыми произведениями этот рассказ о жизни творчестве, о любимых темах – литературе и театре, героях книг и сцены, о волшебстве искусства художника, способного «зажигать сердца».

Плахова Елена. «С весной я вернусь...». Встреча со скульптором по фарфору Астой Бржезицкой [Человек. Творчество. Книга] // В мире книг, 1987. – № 1. – С. 33–37, 86. [Фото Сергея Голубкова]

По заснеженному Арбату мимо ярко окрашенных пустых домиков, похожих то ли на карточные, то ли на декорации для провинциальной оперетки, под своды «утёса» гранитного, оставленного ретивыми реставраторами в неприкосновенности – здания Театра имени Вахтангова, – а там дальше, в фойе, вверх, через несколько ступенек, на встречу с «Турандот», как на встречу с юностью... Да возможно ли это?

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Сон принца». Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 39,7 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог:  13316106. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Сон принца». Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 39,7 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316106. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Спектакль, составивший славу и гордость вахтанговцев и всего советского театра, «устал», его редко показывают. И может ли вечно жить чудесный волшебный карнавал? Всё проходит... Но древняя мудрость на этот раз не успокаивает: так бывает жаль, когда на зиму заколачивают досками мраморных богинь Кускова! Умом-то понимаешь, надо, а всё равно жаль. «Заколотили», до времени, и спектакль. Наверное, тоже до весны?.. Вернётся ли он к нам тогда, обновлённый, феерический, по-вахтанговски колдовской?..

Моя «Турандот» никуда не спешит. И, чтобы ожить, ей не надо ждать до весны. Она пленительна и прекрасна, чертовски умна и капризна: принцесса! Вот она стоит в окружении придворных и почитателей, искателей её руки и насмешливых шутов-масок традиционной итальянской комедии дель-арте, вся как натянутая струна, как птица, готовая расправить крылья. Моя «Турандот» обладает внешностью несравненной Юлии Борисовой. Моя «Турандот» – фарфоровая статуэтка...

Вот так и началась моя любовь, любовь без взаимности, совсем как у Пигмалиона к прелестной Галатее, и длится она много лет, с 1972 года, когда сюита «Вахтанговцы. Принцесса Турандот» работы знаменитого дулёвского мастера Асты Давыдовны Бржезицкой была передана ею театру и выставлена на почётном месте в фойе...

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Вахтанговские маски»/ Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 49,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316116. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Вахтанговские маски»/ Из сюиты «Вахтанговцы. Принцесса Турандот». 1971. Дулёво. Высота 49,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13316116. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

По Арбату теперь можно гулять, сколько хочешь, пешком. Не спешит по нему «синий троллейбус» № 39, здесь завершавший своё кружение по улицам Москвы, освещают его яркие, несколько театральные фонари, (где-то я такие, во всяком случае – очень похожие на эти, видела, то ли в Пловдиве, то ли в Дубровнике – там-то они хорошо дополняли городской пейзаж, а вот у нас, на Арбате...), и чуть дальше от вахтанговского «утёса» – филиал музея А. С. Пушкина, первый московский дом поэта – сюда, прямо из собора, что высится у Никитских ворот, Александр Сергеевич привёз свою юную жену...

Аста Бржезицкая. Скульптура «Пиковая дама» (по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина). 1970. Дулёво. Высота 25,8 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13975461. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптура «Пиковая дама» (по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина). 1970. Дулёво. Высота 25,8 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 13975461. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

И в пушкинском музее, так уж случилось, тоже есть работа Асты Бржезицкой, «Пиковая дама». Думая о многих культурных «объектах» (скучное слово!) Москвы, Ленинграда, радуешься – какой хороший вкус у тех людей, кто заботится о них, кто старается собрать там лучшее, что создано нашими мастерами изобразительного искусства. Работы Бржезицкой – в Третьяковской галерее, в Русском музее и музее декоративно-прикладного искусства РСФСР, в музее А. С. Пушкина и чеховском «Мелихове», в Кускове и в театрах Москвы – вахтанговском, Театре сатиры... Скоро они займут почётное место в экспозиции дома-музея Чехова в Ялте...

Так что они, эти работы, произведения искусства древнего, сложнейшего, драматичного (как хрупок материал!) и трудоёмкого? Только ли они – застывшие мизансцены? Иллюстрации? Если бы всё было так, то, наверное, не стоило бы мне ходить по музеям и театрам, «московским адресам» фарфора Бржезицкой. «Иллюстратор» – проливающий свет – это, конечно, прекрасно. Но работы Бржезицкой не просто иллюстрируют литературные произведения. Они позволяют заглянуть в их неисчерпаемый мир и прибавляют зоркости нашему сердцу. «Великое может отразиться в малом, как звёздное небо в глазу человека»... Воистину так, но продолжим мысль выдающегося советского скульптора Меркурова: великое способно отразиться в мелкой пластике; фарфору, прошедшему испытание и закалку огнём, дано зажигать сердца!..

Но лучше всех о своём творчестве может рассказать только сама художница.

– Фарфоровая статуэтка – произведение искусства, объединившее в себе и скульптуру, и живопись, и обжиг...

– Обжиг, безусловно! (Мы – в мастерской Асты Давыдовны, и это её энергичная реплика). Фарфор, – продолжает художница, – дело коллективное, обжигальщик – по-старинному – горновщик – соучастник творческого процесса. И ещё какой! Сделаю новую работу – выношу её людям, показываю формовщикам, литейщикам, обжигальщикам. Обсудят с пристрастием, если заслужила, скажут: «Хорошо, Давыдовна, красиво, остроумно, да ведь как обожжётся?!» Конечно, технология обжига сейчас изменилась. Огнедышащие «пещи» – горны – заменил электрический муфель. Горны сломали, не оставили ни одного в Дулёве! А жаль-то как: труд был у горновщиков адский, но они как бы вдыхали душу в фарфоровую массу – да так, что никакая усадка и прочая болезнь ей не была страшна! Японцы говаривали: посадить массу в печь – так же сложно, как обокрасть дом. Вынуть её оттуда – что вышить цветок лотоса. Электрическая печь бездушна и нередко искажает замысел художника... Завод растёт, на нём много работает молодёжи – пусть бы остался один горн, как память о великих мастерах! Отстраивая новое, лихо разрушаем мы то, что стало частью жизни целых поколений мастеров Дулёва: снесли старинное здание конторы, спилили столетнюю липовую аллею...

Аста Бржезицкая. Скульптура «Горновщики». 1958. Дулёво. Высота 45 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно». Источник: Альбом издательства «Среди коллекционеров», 2008.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Горновщики». 1958. Дулёво. Высота 45 см. Государственный музей-заповедник «Царицыно». Источник: Альбом издательства «Среди коллекционеров», 2008.

– А всё-таки хорошо, что вы успели сделать прекрасную скульптурную группу «Горновщики». В ней действительно передана поэзия их творческого труда...

– А творчество без мук, без преодолений чего-то не бывает (конечно, я не имею в виду преодоление сопротивления материала, глины, в моём случае – это дело техники)...

Аста Бржезицкая. Скульптура «Первое свидание». Правая часть триптиха «Татьяна Ларина». 1982. Дулёво. Высота 19,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 7559883. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптура «Первое свидание». Правая часть триптиха «Татьяна Ларина». 1982. Дулёво. Высота 19,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 7559883. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

– В вашем творческом пути, я чувствую, есть любимая тема. Она как бы преследует вас – пушкинская тема.

– Что там «как бы»! Действительно преследует! А началось это с маленькой композиции «Сон Татьяны», которую я сделала ещё в студенческие годы, в Художественном институте имени Сурикова. Я училась тогда у Александра Терентьевича Матвеева – большого советского скульптора, педагога. А как он любил фарфор – и каким мастером «малых форм» был! Позже он тоже обратился к пушкинской теме. Пушкин – магнит притягательный, его поэзия – неиссякаемый источник вдохновения. Люблю «Евгения Онегина» за «Татьяну милую». Была бы на то моя воля, поставила бы ей памятник. И в самом деле, ведь ставят же памятники литературным героям? А Татьяна – светлый идеал: и умна, и красива, и величава, и принципиальна. Онегин в сравнении с ней, на мой взгляд, проигрывает как личность по всем статьям.

-11

– Что-то вы вообще не жалуете «демонических героев»: вот ваш фарфоровый Командор треплет Дон Гуана, как нашкодившего котёнка, чуть не за ухо. Да и в триптихе «Евгений Онегин» самому Онегину не нашлось места...

– Зато нашлось место Пушкину, в сцене «Письмо Татьяны»: он направляет руку Татьяны, её вдохновенье. «Письмо Татьяны» – шедевр любовной лирики... Ну, а Онегин – как же, присутствует, как отражение в зеркале Татьяны, в последней части триптиха, «Письмо Онегина».

Аста Бржезицкая. Скульптура «Пушкин и Гончарова». 1947–1948. Дулёво. Высота 21 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина / П-492. Госкаталог: 16633745. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Пушкин и Гончарова». 1947–1948. Дулёво. Высота 21 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина / П-492. Госкаталог: 16633745. Источник: goskatalog.ru

– Я знаю, в студенческие годы у вас была ещё одна пушкинская работа, «Пушкин и Гончарова», кажется?

– Многих мастеров, когда заговаривают об их первых работах, посещает легкое чувство растерянности... А мне эта работа дорога: я старалась показать в ней, что и сам Пушкин, и юная Натали любят, они объединены чувством, вопреки расхожему мнению о том, что первая красавица Петербурга вышла замуж за поэта вовсе не по любви.

– На выставке «Советская Россия» в Манеже я видела одну из ваших поздних работ, посвященных поэту: Пушкин, Наталья Николаевна, дети. Белый матовый фарфор, без глазури, бисквит [в настоящее время скульптура хранится в Музее-заповеднике «Царицыно»]. И – странное чувство: как будто Пушкин, стоящий у изящного дивана, на котором Наталья Николаевна играет с детьми, прощается с ними, уходит – не в свой залитый солнцем кабинет, где ждут его стол, бумага и перо, ледяная вода и любимое крыжовничное варенье... Впереди печальная дорога: так отстранённо, но с болью наблюдает он за ними... В последний раз?..

Аста Бржезицкая. Скульптура «Последний день». Конец 1980-х. Дулёво. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / К-2536/ Источник: izi.travel
Аста Бржезицкая. Скульптура «Последний день». Конец 1980-х. Дулёво. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / К-2536/ Источник: izi.travel

– Значит, я достигла того, чего хотела. Там, за пределами этой сцены – Чёрная речка, дуэль, смертельная рана. На фарфоровом диванчике между фигурой Пушкина и «букетом» – группой Натали с детьми – лежит «колокольцовская» шаль. Красная «колокольцовская» шаль, в которой юная красавица бывала на балу в Аничковом...

Аста Бржезицкая. Скульптурная группа «Ревизор» / «Застолье в доме городничего». 1975. Дулёво. Длина 68 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 7559553. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная группа «Ревизор» / «Застолье в доме городничего». 1975. Дулёво. Длина 68 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 7559553. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

– Думаю, вы не случайно оговорились: за пределами сцены. Все ваши произведения, будь то многофигурные композиции, как например, уникальная работа «Застолье» («Ревизор» в Театре сатиры) или же те, где всего лишь один персонаж – Лиза Заречная, «Чайка», – это как бы застывшие, но прекрасные в своём совершенстве, мизансцены, поставленные вами...

– Остановленные «прекрасные мгновенья»...

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Каштанка» из сюиты «Рассказы А.П. Чехова». 1976. Дулёво. Высота 22,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14056/1-2. Госкаталоге: 7559589. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Каштанка» из сюиты «Рассказы А.П. Чехова». 1976. Дулёво. Высота 22,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14056/1-2. Госкаталоге: 7559589. Источник: goskatalog.ru

– Именно так. Театр и литература – основные ваши источники вдохновенья?

– Почему только они? А жизнь? Она – всегда самый первый источник. Она «одушевляет» фарфор, ведь работая, скажем, для чеховского музея в Мелихово, создавая композицию «Каштанка», я представляла себе живых, «документальных» людей, любимых актёров. Как было бы замечательно, если бы старого клоуна сыграл Евгений Леонов! Работая над «Гамлетом», мечтала о том, что в этой бы роли когда-нибудь выступил блистательный Калаф «Принцессы Турандот» Василий Лановой.

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Гамлет» (по мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира). 1970. Дулёво. Высота 30,0 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 12849142. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Гамлет» (по мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира). 1970. Дулёво. Высота 30,0 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 12849142. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

– А «Принцесса Турандот», ваша знаменитая серия «Вахтанговцы»?

– Здесь, конечно, тоже присутствует портретное сходство с конкретными актёрами. Я следовала современному вахтанговскому спектаклю. Когда лет 15 назад я на сцене этого знаменитого театра, как писали раньше, «при большом стечении народа», вручала свою скульптуру Евгению Симонову, он сказал, что в ней, пожалуй, больше «вахтанговского», жизни, чем в самом спектакле – живом действии. Я с ним согласна, спектакль уже не тот, что раньше. Но, работая над сюитой «Вахтанговцы», я переносилась мыслями в далёкий 1922-й год, на заснеженный Арбат, видела себя десятилетнюю: вот я, закутанная в шубу и шали, иду из театра между сугробами, как между гор высоких, надо мной – тёмно-синее бархатное, похожее на театральный занавес небо, звёзды, изо рта, в щелочку платка – валит пар: пою – и не могу остановиться – вальс из вахтанговской «Турандот», чувствую, что ещё немного – и затанцую; в душе праздник, счастье! Вот, что такое был вахтанговский спектакль!

Источник: instagram
Источник: instagram

– И последний вопрос. Что вы читаете? Что вашему сердцу милей?

– Милей классика, Пушкин, Гёте, Гейне. Люблю перечитывать Бабеля, Булгакова. Люблю и современную литературу: Айтматова, Бакланова, Васильева. Сказки. Мольер, Бомарше. У Пушкина помните — «...иль перечти «Женитьбу Фигаро»? Часто следую этому мудрому совету.

И задаю себе вопрос тоже часто: почему литература так много значит для меня в творчестве, в моей «игре с огнём» – работе в фарфоровой пластике? Что это, недостаток воображения, фантазии, почему чужая мысль так входит в мою плоть и кровь? Не знаю...

Как-то, перечитывая работы художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха, невольно попадая в плен их мудрой простоты, обаяния сильной и ясной мысли, я размышляла о том, насколько высоко ценил Рерих воспитывающую роль искусства, видел он в том, чтобы «зажигать сердца», основное назначение художника. Фарфор мастера из Дулёва сердца зажигает – любовью, радостью бытия, желанием ещё и ещё раз перечитать знакомые страницы великих книг, умением ждать: а вдруг с весной к нам вернётся прекрасная волшебница Турандот?!

«Как обожжётся?!». Аста Бржезицкая и её ученица, скульптор Галина Соркина
«Как обожжётся?!». Аста Бржезицкая и её ученица, скульптор Галина Соркина

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив