Сегодня выпускники школ начали сдавать ЕГЭ, а вчера были озвучены три сценария развития ситуации от Минобрнауки – начало учебного года в офлайне, продолжение дистанционного обучения и перенос начала учебного года вплоть до двух месяцев (то есть на ноябрь). Предупрежден значит вооружен. Давайте рассмотрим все варианты.
Сценарий 1. Выходим в офлайн.
Вирус не побежден, студенты и преподаватели заполняют аудитории, успевают познакомиться и снова уходят в карантин. Студенты разочарованы, ведь так ждали, когда все станет, как прежде. Преподаватели снова подпишутся на Zoom и засядут за привычные отчеты. Время снова превратится в напряженное ожидание и усталость от ситуации в целом.
Параллельно снова затормозятся отрасли экономики, в том числе те, в которых планирует в дальнейшем работать студент. Преподаватели напишут немного больше статей и книжек, если за лето успеют подготовить достаточное количество материалов для дистанта.
Сценарий 2. Продолжаем дистанционное образование.
Для студентов и преподавателей мало что меняется, кроме отсутствия личного знакомства. Первокурсники фантазируют, как может выглядеть вуз, и плохо представляют новые жизненные ритмы и уровень ответственности. По ту сторону экрана вещает некто, похожий на классного руководителя, но уже не дрессирует на ЕГЭ, а дает много самостоятельной работы, которую непонятно, как делать.
Тем временем, вирус отступает, тестируется вакцина, отдельные отрасли экономики стабильно адаптируются к онлайну, цифровая отрасль в целом процветает, студенты начинают задумываться о новых навыках, необходимых в дистанционном будущем. К весеннему семестру зараза отступает, радость от встречи в новом 2021 году зашкаливает, преподаватели сохраняют лучшие наработки из онлайн-прошлого и по-другому выстраивают взаимодействие в аудитории, чтобы не потратить ценных минут понапрасну. Первокурсники с запозданием начинают адаптацию к университетской жизни, проживают семестр за два и не спешат обниматься при встрече.
Сценарий 3. Учебный год начинается в ноябре.
Два месяца неопределенно подвисают в жизненном плане. Преподаватели отдыхают от отчетности и рьяно хватаются за науку, студенты находят дистанционные подработки или расширяют список сериалов к просмотру, первокурсники «отмокают» после ЕГЭ и несостоявшихся летних каникул, надоедая родителям своей домашней безалаберностью. Экономика застывает в ожидании, рынок труда перекашивает в сторону провайдеров дистанционных технологий во всех сферах, самые отчаянные студенты устраиваются в доставку еды.
Наступает ноябрь, самый темный месяц в году, торжественное вручение студенческих кажется каким-то оксюмороном, преподаватели усиливают дозировку кофе и вспоминают скороговорки. Пандемия отступила, можно жить и радоваться, но к концу года сил не так уж много, да и новый год со своими выходными уже на подходе. Праздники врываются в самую середину семестра, добивая остатки энтузиазма. Внезапная передышка в марте немного сводит с ума…
Любой из этих трех сценариев сулит нам сложности и разочарования (мы не принимаем в расчет вариант, что 1 сентября мы окончательно и бесповоротно возвращаемся в офлайн-жизнь, ведь вирус далеко не побежден), но будет гораздо легче, если мы подготовимся ко всем из них. Заранее спланируем активные действия, которые не дадут закиснуть и прекратить саморазвитие. Подготовим конкретные подушки безопасности (преподаватели – методические материалы, студенты – планы по самообразованию), нарисуем цели и задачи для каждого сценария, выберем стратегию адаптации (например, запланируем не поездку на моря, а покупку хорошего компьютера для работы). В ситуации форсмажора нет виноватых (кроме ретроградного Меркурия, конечно), поэтому я советую не тратить время на дискуссии о том, какое из пророчеств окажется верным, а подготовиться к любому из них.
Подписывайся на канал, чтобы планировать разумно