Найти тему
Камилла Нигматуллина

Перенос учебного года

Сегодня выпускники школ начали сдавать ЕГЭ, а вчера были озвучены три сценария развития ситуации от Минобрнауки – начало учебного года в офлайне, продолжение дистанционного обучения и перенос начала учебного года вплоть до двух месяцев (то есть на ноябрь). Предупрежден значит вооружен. Давайте рассмотрим все варианты.

этот радостный момент могут отложить на октябрь или даже ноябрь
этот радостный момент могут отложить на октябрь или даже ноябрь

Сценарий 1. Выходим в офлайн.

Вирус не побежден, студенты и преподаватели заполняют аудитории, успевают познакомиться и снова уходят в карантин. Студенты разочарованы, ведь так ждали, когда все станет, как прежде. Преподаватели снова подпишутся на Zoom и засядут за привычные отчеты. Время снова превратится в напряженное ожидание и усталость от ситуации в целом.

Параллельно снова затормозятся отрасли экономики, в том числе те, в которых планирует в дальнейшем работать студент. Преподаватели напишут немного больше статей и книжек, если за лето успеют подготовить достаточное количество материалов для дистанта.

Сценарий 2. Продолжаем дистанционное образование.

Для студентов и преподавателей мало что меняется, кроме отсутствия личного знакомства. Первокурсники фантазируют, как может выглядеть вуз, и плохо представляют новые жизненные ритмы и уровень ответственности. По ту сторону экрана вещает некто, похожий на классного руководителя, но уже не дрессирует на ЕГЭ, а дает много самостоятельной работы, которую непонятно, как делать.

Тем временем, вирус отступает, тестируется вакцина, отдельные отрасли экономики стабильно адаптируются к онлайну, цифровая отрасль в целом процветает, студенты начинают задумываться о новых навыках, необходимых в дистанционном будущем. К весеннему семестру зараза отступает, радость от встречи в новом 2021 году зашкаливает, преподаватели сохраняют лучшие наработки из онлайн-прошлого и по-другому выстраивают взаимодействие в аудитории, чтобы не потратить ценных минут понапрасну. Первокурсники с запозданием начинают адаптацию к университетской жизни, проживают семестр за два и не спешат обниматься при встрече.

Сценарий 3. Учебный год начинается в ноябре.

Два месяца неопределенно подвисают в жизненном плане. Преподаватели отдыхают от отчетности и рьяно хватаются за науку, студенты находят дистанционные подработки или расширяют список сериалов к просмотру, первокурсники «отмокают» после ЕГЭ и несостоявшихся летних каникул, надоедая родителям своей домашней безалаберностью. Экономика застывает в ожидании, рынок труда перекашивает в сторону провайдеров дистанционных технологий во всех сферах, самые отчаянные студенты устраиваются в доставку еды.

Наступает ноябрь, самый темный месяц в году, торжественное вручение студенческих кажется каким-то оксюмороном, преподаватели усиливают дозировку кофе и вспоминают скороговорки. Пандемия отступила, можно жить и радоваться, но к концу года сил не так уж много, да и новый год со своими выходными уже на подходе. Праздники врываются в самую середину семестра, добивая остатки энтузиазма. Внезапная передышка в марте немного сводит с ума…

Любой из этих трех сценариев сулит нам сложности и разочарования (мы не принимаем в расчет вариант, что 1 сентября мы окончательно и бесповоротно возвращаемся в офлайн-жизнь, ведь вирус далеко не побежден), но будет гораздо легче, если мы подготовимся ко всем из них. Заранее спланируем активные действия, которые не дадут закиснуть и прекратить саморазвитие. Подготовим конкретные подушки безопасности (преподаватели – методические материалы, студенты – планы по самообразованию), нарисуем цели и задачи для каждого сценария, выберем стратегию адаптации (например, запланируем не поездку на моря, а покупку хорошего компьютера для работы). В ситуации форсмажора нет виноватых (кроме ретроградного Меркурия, конечно), поэтому я советую не тратить время на дискуссии о том, какое из пророчеств окажется верным, а подготовиться к любому из них.

Подписывайся на канал, чтобы планировать разумно