Увидеть реальное положение дел в экономике страны после коронавирусного шока можно именно сейчас. Когда точечные просьбы, обращения предпринимателей за помощью к руководству, сгрудились в целый комплекс нерешенных проблем, неотвеченных вопросов, неоказанной поддержки.
Историй, демонстрирующих, что поддержка малому и среднему бизнесу в большинстве случаев была предоставлена далеко не всем из числа пострадавших отраслей, появляется все больше. Вследствие чего возникает вопрос, почему многим сферам предпринимательской деятельности вообще было отказано в любой из предполагаемых мер поддержки?
Одна из подобных ситуаций, которая случилась на недавно в Кабардино-Балкарской республике, наверное, также никогда бы не была услышана общественностью и руководством страны, если бы положение дел на предприятии помимо судеб самих сотрудников не затронуло эпидемиологическую обстановку во всем регионе.
Напомню, 19 июня сотрудники крупнейшего производителя спирта и алкогольной продукции из Кабардино-Балкарии - завода «РИАЛ» - обратились к президенту РФ за помощью.
Для руководства и персонала компании такой шаг был очень рисковым. Но в силу отчаянности, они вынуждены были донести свое обращение через СМИ к Путину В.В. для оперативного вмешательства в ситуацию вокруг спиртового завода в Кабардино-Балкарии, где из-за наложенных со стороны Росалкогольрегулирования ограничительных мер на деятельность предприятия, под угрозой экологической катастрофы оказались жители города Прохладный, где размещается производственная бизнес-единица.
Катастрофичность ситуации была в том, что если в течение двух дней завод не запустил бы свои мощности, и оборудование не приступило к доработке полуфабриката спиртового производства, то произошла бы экологическая катастрофа, по своим ущербам для окружающей среды, флоры и фауны региона превзошедшая техногенную катастрофу в г.Норильске от 29 мая 2020г., где из-за инцидента на ТЭЦ в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн разлившегося топлива.
Однако в своем видеопослании сотрудники предприятия говорят не только об экологической стороне вопроса, которая, безусловна, в тот момент была первостепенна для решения; но они поднимают еще ряд вопросов, которые игнорируются местными властями.
Их волнует судьба завода, а значит и их собственная. Поскольку с октября 2019 года после внеплановой проверки со стороны Росалкогольрегулирования, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка вынесено Решение №10/02-пр от 24.01.2020г. о приостановлении действия лицензии на осуществление производства, хранения и поставок произведенного этилового спирта. А значит общество будет лишено возможности производить и продавать продукцию, что скажется на увеличении имеющейся задолженности, в том числе по налоговым и страховым обязательствам перед бюджетом РФ, перед работниками предприятия и контрагентами.
Они молчали несколько месяцев, но сейчас уже нет ни сил, ни времени
Сотрудники ООО «РИАЛ» реально оценивают свое положение, и уже давно просили руководство дать возможность записать видеообращение на свой страх и риск.
В чем же здесь мог бы быть риск?!
Во-первых, ООО «РИАЛ» - остров частного бизнеса на разрастающемся материке государственной монополии на алкогольную отрасль в стране.
Во-вторых, говоря о действиях со стороны Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, необходимо внести ясность.
Согласно акту № у8-а292/10 от 11.06.2020г. Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по СКФО следует, что основанием его принятия явилось применение пункта 1 статьи 20 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ, согласно которому в случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании. Пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 уточняется, что аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, представляет собой специальную принудительную меру. Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения. Действия Росалкогольрегулирования, связанные с опломбировкой оборудования ООО «РИАЛ» и составлением соответствующего акта № у8-а292/10 от 11.06.2020г. ограничивают правоспособность юридического лица, так как не дают возможности заниматься определенным видом деятельности. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для проведения действий по опломбировке оборудования. Актом Росалкогольрегулирования № у8-а292/10 от 11.06.2020г. не установлено, какие нарушения допущены обществом и насколько повлекли существенный ущерб, в результате каких действий (неосторожность, небрежность, умысел) были допущены.
Судебные тяжбы идут по сей день. Обществом подана кассационная жалоба на Постановление 16 арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020г. № А20-304/2020, согласно которому было отменено определение Арбитражного суда по КБР от 05.02.2020 года по делу № А20-304/2020. в удовлетворении заявления общества о принятии обеспечительных мер было отказано. Общество не смогло участвовать в суде апелляционной инстанции по причине действующего с 14.05.2020г. режима самоизоляции. Заявление РАР, по результатам которого было принято Постановление 16 ААС от 14.05.2020г. было рассмотрено без участия и доводов Общества.
В-третьих, ОКВЭД предприятия 15.92, согласно постановлениям Правительства РФ за подписью Мишустина №434, №479, №540, №745, не входит в перечень особо пострадавших отраслей экономики от коронавируса (COVID-19). По этой причине заводу было отказано в любом виде помощи, предусмотренном мерами поддержки бизнеса. И обращаясь к власти за помощью, станет очевидным, что есть брешь в исполнении поручений президента. В соответствии с Распоряжением № 166-рп от 06.04.2020 ООО «РИАЛ» входит в перечень системообразующих организаций КБР, деятельность которых для республики несет экономически важный характер. Завод также является градообразующим предприятием, на котором занята значительная часть работающих граждан города Прохладного. Сегодня по штатному расписанию на предприятии трудится 661 человек. При полной загрузке всех мощностей ООО «РИАЛ», а также при привлечении подрядчиков, занимающихся обслуживанием завода, Общество может обеспечить рабочими местами до 2 600 человек. Это при плотности населения в городе Прохладный на 2020г. 58 250 человек, являясь крупнейшим работодателем региона.
В-четвертых, тема госмонополии на производство спирта – одна из табуированных тем.
Еще в 2019 году Госдума отклонила законопроект о госмонополии на производство и оборот этилового спирта, которым бы с 1 января 2020 года вводилась на территории России государственная монополия на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки). Согласно этому документу, предусматривалось создание на базе ОАО "Росспиртпром" общероссийской организации, в состав которой на правах территориальных филиалов войдут организации, осуществляющие соответствующее производство. Объекты (имущественные комплексы) таких организаций должны передаваться в федеральную собственность в случае, если в их уставном фонде доля государства составляет менее 50%, с дальнейшим увеличением доли государства до 100%.
В 2015 году Совет Федерации обращался к тогда еще премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой провести проверку Росалкогольрегулирования на предмет возможных злоупотреблений коррупционного характера. Еще с того момента данную отрасль сильно лихорадило. В октябре 2015-го руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Чуян в интервью РБК на вопрос о целесообразности госмонополии на рынке алкоголя заявлял, что «реализация механизма монополии потребует от государства значительных финансовых ресурсов», а «результат совсем не очевиден». «Вопрос неоднократно изучался применительно к разным сегментам рынка, мы смотрели на опыт других стран в этом вопросе. Общее мнение — введение госмонополии нецелесообразно. И потом, монополия - это не рыночный механизм».
Уничтожить бизнес легко. А что делать с сотнями сотрудников?
Аннулирование лицензии для предприятия – это полная остановка его деятельности, что повлечет невозможность выплаты заработной платы сотрудникам в соответствии с ТК РФ, невозможность расплатиться за сырье, материалы, коммунальные услуги.
У общества в настоящее время заключены контракты с фармацевтическими компаниями № 13/05/2020 от 13.05.2020 с ОАО «Кемеровская фармацевтическая фабрика», № 15 от 01.08.2019г. с ООО «Константа-фарм М», № 16 от 07.10.2019г. с ОАО «Медхимпром» по поставке сырья для производства антисептиков и антибактериальных средств. Что свидетельствует о социальной значимости предприятия. Опломбирование цехов завода приостановило его деятельность, что может повлечь дефицит сырья для антисептиков на рынке.
Неужели сотрудники спиртзавода снова должны записать видео на этот раз, восстановив в нем всю хронологию внеплановых проверок со сторон Росалкогольрегулирования, вынесенных им неправомерных и не обоснованных в Акте решений по аннулированию лицензии, чтобы достучаться уже не до местных властей, а до федеральных. Ведь важно провести расследование того, насколько данная проверка отвечала всем требованиям или носила вопиюще «заказной» характер с целью – закрыть предприятие, лишив возможности исполнять свою деятельность и обеспечивать рабочими местами свыше 2,5 тыс. человек.