Опасно для жизни! СССР, 1985. Режиссер Леонид Гайдай. Сценаристы: Олег Колесников, Роман Фурман, Леонид Гайдай. Актеры: Леонид Куравлёв, Лариса Удовиченко, Татьяна Кравченко, Георгий Вицин, Нина Гребешкова, Борислав Брондуков, Владимир Носик, Михаил Кокшенов, Андрей Гусев, Нина Маслова, Сергей Филиппов, Муза Крепкогорская и др. 20,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Фильм «Опасно для жизни!» не смог собрать былую гайдаевскую аудиторию в 70-76 млн., но все-таки привлек в кинотеатры два десятка миллионов зрителей.
Кинопресса отнеслась к этой работе мастера вполне доброжелательно.
Так в год выхода на экран этой комедии Леонида Гайдая (1923-1993) кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) писал в «Советском экране»: «Мы узнаем Леонида Гайдая, его руку, мастерство, комедийный стиль. Вместе с тем что-то новое, чуточку грустное и непривычное слышится в этой гайдаевской комедии. Здесь меньше эксцентрики, буффонады, аттракционов, каламбуров, трюков, которыми всегда до краев были полны фильмы Гайдая. Здесь больше иронии, задумчивых пауз и грустного удивления» (Зоркий, 1985: 6). Зоркий А. «Опасно для жизни» // Советский экран. 1985. № 11. С. 6-7.
Однако кинокритик Мирон Черненко (1931-2004), напротив, посчитал, что эксцентрики в фильме много, а «временами количество этих гэгов кажется просто чрезмерным» (Черненко, 1985: 4). Черненко М. «Опасно для жизни!» // Спутник кинозрителя. 1985. № 8. С. 4-5.
В финале своей рецензии Андрей Зоркий в духе наступавших в советском обществе перемен задавал себе вполне «концептуальный» вопрос: «Так что же все-таки, с точки зрения авторов, «опасно для жизни», кроме увесистого разряда электричества? Для здоровой жизнедеятельности общества, утверждают они, крайне опасны безответственность, необязательность, этакая круговая порука безразличия, равнодушия, с которой неспособны совладать ни громы небесные, ни молнии. Так и стоит эта могучая электровышка, так и болтаются оборванные провода немым укором безответственности, бестолковости, неумения или нежелания в самом простом и безотлагательном деле наладить прямую связь четких, ясных, осмысленных (а стало быть, гражданственных) поступков» (Зоркий, 1985: 8). Зоркий А. Силы небесные и земные // Советский экран. 1985. № 21. С. 8.
Что касается мнений современных зрителей, то они по отношению к комедии «Опасно для жизни» очень сильно расходятся:
«Самый мой любимый фильм! … артисты все до одного любимые! Браво!» (Римма М.).
«Мне эта комедия очень нравится. Но у Гайдая были фильмы и намного лучше… Но современным комедиям этот фильм вполне можно поставить в пример как по-настоящему веселый, с увлекательным сюжетом и с хорошим концом» (Интеллигент).
«Хорошая, по-моему, комедия. Можно даже посмеяться :))))) … все исполнители молодцы. Думаю, что фильм стоит смотреть и пересматривать уже хотя бы из-за блистательного актерского состава. …нынешним комедиям до этой далеко» (В. Никитенко).
«Самый неудачный фильм Гайдая. Положение спасает только Вицинн, его игру интересно смотреть всегда» (Фильмоскоп).
«Про позднее творчество Гайдая иногда говорили, что это "усталый Гайдай". В этом фильме как-то особенно это чувствуется. Гайдай в интервью не раз жаловался, что трудно найти хороших сценаристов. Вот и здесь уже в сценарии чувствуется какая-то надуманность, вымученность сюжета» (Б. Нежданов).
А каковы Ваши мнения о комедии «Опасно для жизни», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020
P.S. Моя короткая рецензия на “Опасно для жизни!» здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/opasno-dlia-jizni-i-ohota-na-sutenera-5d14a53d52095400afcda8b6
Сегодня - новый аттракцион. СССР, 1966. Режиссеры Надежда Кошеверова, Аполлинарий Дудко. Сценаристы Юлий Дунский, Валерий Фрид (по сюжету К. Константиновского). Актеры: Марина Полбенцева, Отар Коберидзе, Фаина Раневская, Павел Суханов, Игорь Горбачёв, Михаил Глузский и др. 18,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Сорежиссер Надежды Кошеверовой (1902-1990), бывший оператор (в том числе и «Укротительницы тигров») Аполлинарий Дудко (1909-1971) поставил пять полнометражных игровых фильмов, но только «Сегодня – новый аттракцион» вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В год выхода этой комедии журнал «Советский экран» поделился с читателями подробностями ее создания: «Марина Полбенцева окончила цирковое училище и выступала на манеже вместе с известными клоунами — Олегом Поповым и Юрием Никулиным. Потом на сцене Театра миниатюр, руководимым Владимиром Поляковым, ее увидели кинодраматурги Ю. Дунский и В. Фрид, которые работали над сценарием о жизни цирковых актеров…они стали писать на молодую актрису. А роль директора цирка Ады Константиновны предназначалась для Фаины Раневской. … Остается добавить, что и режиссеры, поставившие цирковую комедию, отнюдь не лишены куража: … Надежда Кошеверова во дворе студии держала за поводок тигрицу Юлу. … А ведь для режиссеров производственной необходимости общаться с хищниками не было. Это просто кураж!» (Геннадьев, 1966: 7). Геннадьев И. «Сегодня – новый аттракцион» // Советский экран. 1966. № 2. С. 7.
Кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) писал о фильме так: «Картина выигрывает оттого, что в ней, как всегда великолепно играет Фаина Раневская. Она работает смело, азартно – кажется, вся жизнь прошла за кулисами цирка. Все это хорошо! А вредит картине то, что авторам не хватило улыбки в изображении душевного разлада между героями» (Зоркий, 1966: 5). Зоркий А. Будни // Советский экран. 1966. № 13. С. 4-5.Зрители XXI века до сих пор тепло вспоминают эту комедию:
«Обожаю этот фильм! Во-первых, он про цирк, во-вторых, сценарий хороший, и, конечно, актеры замечательные играют. Одна Раневская в роли директора цирка чего стоит!». (М. Морозова).
«Приятный фильм, правда, на мой взгляд, уступающий другому фильму Надежды Кошеверовой на подобную тему - "Укротительница тигров". А вот, все что касается Фаины Раневской, просто услада для глаз и ушей. Талантище! Смотрел и наслаждался. А какие фразы звучат из уст ее персонажа и как естественно!» (Александр).
А каковы Ваши мнения об этой комедии, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020