Как известно, фантастика исправно поставляет сюжеты для разного рода экранного искусства. Однако произведения российских писателей пока сильно отстают в плане востребованности. Отменили проект HBO по «Пикнику на обочине», застрял в производственном аду российский ремейк «Посредника» (по книге Александра Мирера «Главный полдень»). Сегодня мы обсудим еще один текст, который явно заждался телеадаптации.
Попытки экранизировать роман Кира Булычёва «Посёлок» уже предпринимались. Речь, конечно, о советском мультипликационном фильме «Перевал» (1988), в котором широко использованы графические работы неплохого математика, но, увы, скандального историка Анатолия Фоменко. Сюжетно здесь охвачена только первая половина книги.
Работа это мрачная, тревожная и удивительно самобытная. Ребенку мультфильм показывать не стоит, а вот подросток, пожалуй, оценит суровую эстетику другой планеты и злоключения группы людей, которая выживает на ней в отрыве от цивилизации.
Однако писатель не был доволен итоговым результатом.
«Фильм получился формальным, графика Фоменко живёт сама по себе, текст – сам по себе, а история путешествия к кораблю отступает на второй план». ~ Кир Булычев
Наши читатели, которым сейчас около 40, наверняка вспомнят комикс художника Петра Северцова, который публиковался в журнале «Пионер» в 1991 году, а позже вышел отдельной книгой.
Кратко расскажем о сюжете.
Действие происходит на экзотической планете, климат и биосфера которой плюс-минус напоминают земную. Здесь потерпел катастрофу научно-исследовательский корабль землян. Из-за высокого уровня радиации оставаться и зимовать там не было возможности, и выжившие остатки экипажа покинули корабль, спустившись вниз из горной системы, где лежит корабль, в долину.
Спустя полтора десятилетия уже новое поколение землян отправляется на поиски корабля, чтобы принести в Поселок так необходимое здесь железо, оружие, книги и другие продукты цивилизации. Уровень радиации на корабле теоретически должен был снизиться до безопасного, так что экспедиция из четырех человек (двое юношей, девушка и пожилой ученый) может иметь успех.
Автор сразу окунает читателя в массу деталей быта землян на другой планете. Колонисты собирают «грибы» и приручают местных «коз», строят жилища и обороняются от хищников.
Воспоминания первого поколения колонистов в сериале могли бы легко трансформироваться в эффектные флэшбеки, проливающие свет на историю безымянного Поселка.
Булычёв мастерски использует агрессивную среду планеты как один из двигателей сюжета, он вынуждает героев действовать, думать, изобретать, ходить по лезвию, постоянно погружая их в разнообразные драматические ситуации.
Однако, экшен и напряженные сюжетные перипетии далеко не все, что может предложить потенциальным сценаристам эта книга.
Чем еще можно удивить зрителя, который пресыщен добротными сериалами?
В мире экранной культуры успеха часто добиваются те, кто, помимо интересного сюжета, сумел предложить нечто изобразительно-новаторское. И вот именно в части визуальной эстетики текст книги Булычева дает широкий простор фантазии кинохудожника.
Продуманный в деталях мир планеты плюс суровая эстетика инопланетной робинзонады — все это создает образ экзотичного и одновременно удивительно знакомого уголка Вселенной.
Персонажи живут на страницах напряженной жизнью, принимают тяжёлые решения. В книге Булычёв поднимает философский вопрос: как сохранить свою идентичность и остаться землянами, если почти ничего о Земле не знаешь?
Здесь люди, привыкшие быть частью человечества, вдруг остаются без почвы, как древний фаленопсис — с обнаженными корнями, повисшими в воздухе.
Экранизация романа «Посёлок» обречена на успех. Во-первых, это один из лучших текстов Булычева, знакомый нескольким поколениям советских подростков.
Во-вторых, это произведение очень давно ждет своего переноса на экран и напоминает добротно скроенное пальто из дорогого материала, которое пылится в шкафу лишь потому, что ещё не нашлись люди (кинематографисты) ему под стать.