Каждый человек регулярно сталкивается с необходимостью получения различных справок. Иногда приходится долго сидеть в очереди, тратить лишние деньги и время. Оформление выписки из домовой книги через «Госуслуги» решает эти проблемы. Большую часть процедуры гражданин может пройти, не посещая учреждения.
Зачем нужна выписка из домовой книги
Документ предоставляет информацию о прописанных на жилой площади людях, времени их постановки на регистрационный учет или снятии с него.
Справка может понадобиться в следующих случаях:
- При продаже жилья. Выписка дает покупателю уверенность в отсутствии лиц, прописанных в покупаемой квартире, и долга по оплате ЖКУ.
- В процессе оформления жилого помещения в наследство, при восстановлении потерянных документов, получении паспорта.
- При подаче заявки на государственные льготы и пособия, усыновлении ребенка.
2 варианта выписки
Существуют следующие типы справок:
- Простая. Содержит информацию о прописанных или проживающих в доме людях. Действительна в течение 2-3 недель, поэтому не стоит получать ее заранее.
- Архивная. Включает сведения обо всех проживавших по указанному адресу людях. Архивная выписка гарантирует безопасность покупки квартиры или дома.
Кто может получить
Оформить выписку может любой гражданин, имеющий регистрацию по месту жительства.
Существует несколько вариантов получения справки:
- посещение МФЦ;
- обращение в ТСЖ;
- использование портала «Госуслуги».
Плюсы и минусы получения выписки из домовой книги через «Госуслуги»
Как и любая другая процедура, оформление справки через интернет имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К преимуществам относятся:
- отсутствие необходимости посещать муниципальное учреждение, ожидать очереди на прием;
- возможность загрузки документов онлайн для их обработки специалистом.
Недостатками рассматриваемой процедуры считаются:
- необходимость посетить государственное учреждение для получения готовой справки (кроме того, заявитель должен подтвердить личность, предоставив паспорт);
- наличие навыков работы с компьютером, сканера;
- частые сбои, нарушающие операцию;
- невнимательность работников, оставляющих заявление без внимания (в таком случае срок получения выписки увеличивается, гражданину приходится обращаться в МФЦ лично).
Как получить выписку через «Госуслуги»
При отсутствии подтвержденного аккаунта процедуру начинают с регистрации.
Для этого выполняют такие действия:
- Указывают личные данные. Вводят серию и номер паспорта, место регистрации. Дополнительно можно указать ИНН, СНИЛС, сведения о детях и находящемся в собственности имуществе.
- Подтверждают личность тем или иным способом. Наиболее эффективным считается личное посещение МФЦ.
Пошаговое описание процедуры
Для получения выписки через портал «Госуслуги» выполняют следующие действия:
- Авторизуются в системе, используя номер телефона или СНИЛС и выданный ранее пароль.
- Открывают главную страницу сайта со списком всех услуг. В боковом меню находят вариант «Квартира, ЖКУ». Нужный пункт находится во вкладке «Справки».
- В открывшемся списке выбирают нужное название. Нажимают кнопку «Получить услугу». Заполняют открывшуюся форму, вводя все необходимые данные.
- Загружают отсканированные документы, на основании которых предоставляется выбранная услуга.
- Выбирают вариант выписки: простая или расширенная.
- Указывают метод доставки. Пользователь может выбрать посещение любого государственного учреждения. Привязка к месту регистрации гражданина необязательна.
Документы и сведения
Для оформления электронного заявления потребуются скан-копии:
- документов, подтверждающих право владения недвижимым имуществом;
- всех страниц паспорта заявителя.
Иногда процедуру получения справки поручают третьему лицу. В этом случае, помимо основных бумаг, загружают выданную нотариусом доверенность.
Скан-копии должны хорошо читаться, иначе заявка будет отклонена.
Где забрать документ
Готовую справку может получить как сам гражданин, так и его представитель. Для этого посещают МФЦ или отделение связи Ростелеком. Имеется возможность доставки документа Почтой России.
Образец
Выписка должна содержать следующие сведения о проживающих гражданах:
- фамилию, имя и отчество;
- гражданство;
- дату рождения;
- серию и номер паспорта или свидетельства о рождении;
- адрес регистрации по месту жительства;
- отношение к службе (для военнообязанных лиц).
Изучение образца поможет понять, как должен выглядеть правильно составленный документ.
Срок выполнения услуги
Длительность процесса составления документа зависит от типа справки. Простая выписка готовится 3 дня, расширенная - неделю.
Стоимость и порядок оплаты
Платы за предоставление услуги не взимается.
Срок действия выписки из домовой книги
Справка теряет юридическую силу через месяц.
Порядок получения выписки, если нет доступа к госуслугам
Если регистрация на портале невозможна, справку оформляют так:
- Посещают МФЦ, ТСЖ или УК. Первый вариант считается предпочтительным, т. к. специалисты центра сами получают нужные сведения. Прием ведется по электронной записи. Оформлением справок с места жительства занимаются и риелторы, однако услуга является платной.
- Предоставляют все необходимые документы. Владелец частного жилья дополнительно приносит домовую книгу. В дальнейшем она хранится у собственника.
- Составляют заявление по образцу. Обязательно указывают тип выписки. Бланк выдается сотрудником государственного учреждения. Самостоятельно его можно скачать на сайте госуслуг. Перед подачей заявления тщательно перепроверяют внесенные сведения.
- Узнают дату получения готового документа. Сотрудник проверяет поданные сведения, выдает опись, в которой указано время следующего приема.
- Получают готовый документ лично или через доверенное лицо.
- Проверяют указанные в справке сведения. При наличии ошибок документ считается недействительным. В таком случае выписку заказывают повторно.
Что делать, если домовая книга утеряна
Документ не имеет копий, поэтому его восстановление занимает много времени. Для изготовления новой книги обращаются в центр обслуживания населения.
Подают заявление, к которому прикладывают:
- оригинал и копию паспорта;
- справку из адресного бюро;
- выписку из БТИ;
- квитанцию, подтверждающую факт уплаты государственной пошлины.
После восстановления всех записей взрослые жильцы должны зарегистрироваться по месту жительства.
Специалисты сравнивают указанную в паспорте информацию с пропиской, вносят нужные сведения в домовую книгу. После этого можно приступать к оформлению выписки стандартными способами.
Причины отказа в получении выписки
Отказать в оформлении справки могут в таких случаях:
- если запрашивающий документ человек не является собственником жилья, не имеет прописки по указанному адресу;
- когда заявитель не достиг 18-летнего возраста;
- когда нет возможности предоставить данные о предыдущих жильцах (подобная процедура регулируется законом о защите личных данных);
- если имеются ошибки в заявлении на оформление справки (гражданин неправильно указал личные данные, сведения о прописке);
- когда заявитель неправильно выбирает тип выписки;
- если отсутствует часть требуемых документов;
- когда заявитель предоставляет недействительные или оформленные ненадлежащим образом бумаги.
После устранения ошибок заявление подают повторно.
Aнaлoг выпиcки из дoмoвoй книги
Документ можно заменить справкой из поквартирной карточки, выдаваемой территориальным отделением УФМС.