Найти тему

«Даная», Рембрандт

1636 г. Холст, масло. Размер: 185 на 203 см. Эрмитаж

Картина написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. По легенде царю древнегреческого города Аргоса как-то предсказали, что умрёт он от руки собственного внука. Тогда Акрисий, недолго думая, заточил свою дочь Данаю в башню под стражу. Однако она приглянулась Зевсу, и он проник к ней в виде золотого дождя. В результате этого, Даная забеременела и родила сына Персея. Узнав об этом, Акрисий велел посадить дочь вместе с внуком в бочку и выкинуть в море. Так и сделали, но бочку прибило к берегу, и Даная с Персеем спаслись. Спустя время, на играх, Персей метал диск и случайно попал в отца Данаи, который находился среди зрителей. Так сбылось пророчество.

Из этой легенды один момент получил особое распространение среди художников: получение Зевсом любви Данаи благодаря золотому дождю, тема-то совсем обыденная, не возвышенная — любовь за деньги. Практически на всех картинах, изображающих встречу Данаи и Зевса, присутствует сама Даная, лежащая на кровати, её служанка, держащая наготове мешок для золота, Амур (сын богини любви) и Зевс в виде золотого дождя.

В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». Картины переписывали в его присутствии, он тогда подтвердил, что картина с изображённой женщиной и плачущим амуром, действительно «Даная». Если бы не это его утверждение, спустя время искусствоведы, наверное, давно уже переименовали эту картину: она никак не удовлетворяла условиям мифа. Что изображено на ней? Женщина, по внешнему виду, скорее всего беременная, ждёт, с сомнением и трепетом, кого-то (скорее всего, возлюбленного), и руку нерешительно подняла в приветственном жесте. Здесь изображена любовь, обычная, земная, а не любовь за золото. Совсем не та тема мифа.

Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины Рембранта. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, жена Потифара или Вирсавия. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.

Ещё одна странная деталь заключалась в модели для Данаи. Главным вдохновителем для него была его жена — Саския. На многих его картинах того периода (картина по первоначальным данным была написана в 1636 году) моделью является именно она, как для просто портретных жанров, так и для мифических сюжетов. Вместе с ней Рембрандт часто писал себя. Лицо же Данаи совсем не похоже на лицо его жены.

Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине 20 века. Так была раскрыта первая история картины.

В 1636 году картина была другой. Женщина и служанка (находившаяся тогда по центру), смотрели вверх, на падающий золотой дождь. Даная прощалась с Зевсом, кисть её руки была направлена вниз (это знак прощания). И лицо Данаи было другим — лицом Саскии. Та картина была выдержана в стиле мифа. Однако, уже тогда, Амура Рембрандт написал плачущим и со скованным руками. Он-то знал, что Зевс уходит навсегда, что счастье так мимолётно.

Знал это и Рембрандт. В 1642 году Саския умерла. С этого времени всё в его жизни пошло не так, вплоть до самой смерти.

В 1647 году Рембрандт решил изменить картину. Что его побудило к этому? Единого мнения, как всегда нет. Возможно, он переосмыслил сюжет, решил показать ещё выпуклее, насколько счастье мимолётно. Возможно, на его решение повлияла его тогдашняя связь с Гертье Диркс, по одной версии, во втором варианте изображена именно она.
В некоторых описаниях картины, можно прочитать, что Рембрандт не любил приукрашивать жизнь, изображал людей такими, какие они есть. Что его Даная — женщина весьма не симпатичная... Это ставит меня в тупик. Смотрю на эту картину и вижу, как раз красоту. Красота, прежде всего, в естественности: а Даная написана настолько искусно, что можно угадать её трепет перед долгожданной встречей.

В 1985 году, в Эрмитаже, один из посетителей четыре раза плеснул на картину серную кислоту, после чего два раз порезал её ножом. Серная кислота немедленно стала разъедать слои краски, 27% живописи было разрушено.
Как выясниться потом, преступник сделал это по политическим мотивам. Только мотивы эти, в конченом счёте, ничего не стоят, если приводят к разрушению произведений искусства, вообще — к разрушениям...
В 1997 году картину «Даная» закончили реставрировать. Благоприятным фактором для сохранения и возможности реставрации картины после нападения послужило то, что в ней было много слоёв краски и использован лак. Картина стала немного другой, нет уже того рембрандтовского магического света.