Найти тему
Шакко: об искусстве

Изумрудные драгоценности королев Европы

Оглавление

Тот дизайн, что мы считаем нормой и классикой -- появилось достаточно поздно. Странно узнавать об этом.

Франция задает моду

Мы остановились на том, как в 16 веке Испания открывает изумрудные месторождения в колониях, и начинает снабжать камнями весь мир, включая индийских шахов (1-я часть, 2-я часть). Но деньги не пошли впрок, как вы помните -- Испания приходит в упадок, и Франция, могущественный сосед, после вымирания династии распространяет контроль на эту страну и сажает на престол своего принца.

Французская мода распространяется и на украшения с изумрудами.
Испанцы продолжают делать их, не жалея сырья, но узорчики теперь совсем другие. В 17-18 веках полностью исчезает разноцветье ренессансных украшений. Они становятся однотонными, максимум 2-3 цвета, гармоничными. Связывают это, в частности, с тем, что женщины начинают носить совсем другие ткани -- вместо златотканных бархатов -- муслин с цветочками. (Нашла об этих глобальных тенденциях хорошую статью, потом переведу, выложу). Золотые рельефы, какими были подвески Гольбейна, на них совсем не смотрятся. Очень много старых украшений разбирают, камни-кабошоны гранят.

Испанские изумрудные вещи выглядят теперь так.

Если вы думаете, что испанские королевы из новой династии наконец доставят нам удовольствие и наденут для своих портретов изумруды -- то зря надеетесь...

Спасибо хотя бы португальской королеве, Марие Анне Австрийской.

А вот маркиза де Помбай кисти неизв. худ. Мы теперь, после прошлых выпусков этого обзора, знаем, что вот это черное -- именно изумруды. (Почему не сапфиры? А с ними ситуация еще хуже относительно популярности, даже не буду начинать).

-3

Наконец, чудесный колониальный примитив, видимо, Венесуэла.

Неизв. худ. "Маркиза Ибарро" (1775)
Неизв. худ. "Маркиза Ибарро" (1775)

В 18 веке начинают гранить и активно употреблять другие зеленые камни, не такие интенсивные, и поэтому лучше подходящие к воздушной цветовой гамме эпохи и ее нарядам.

Хризолитовый гарнитур, сер. 18 века (Алмазный фонд)
Хризолитовый гарнитур, сер. 18 века (Алмазный фонд)

Вообще главный камень 18 века -- бриллиант. Его как раз научились очень круто гранить (кардинал Мазарини лично вычерчивал фацеты). А потом в Бразилии открывают крупные месторождения, и с 1725 года в Европу хлынули потоки алмазов.

Бриллианты тонируют, подкладывая вниз цветную фольгу. Иногда дополняют, правда, и природно яркими камнями, но основным мотивом они становятся редко.

"Большой букет", ок. 1760, Алмазный фонд. Все цветы -- тонированные бриллианты, но стебель все-таки изумруды.
"Большой букет", ок. 1760, Алмазный фонд. Все цветы -- тонированные бриллианты, но стебель все-таки изумруды.

Яркие сочетания, впрочем, тоже делают. Еще как раз тогда изобрели стразы, не забываем об имитациях.

Заколка с изумрудами, 18 век, Британский музей
Заколка с изумрудами, 18 век, Британский музей

Русский 18 век

У нас сохраняется любовь к изумрудам как к элементу "восточной" роскоши. Благо и запасов из царских сокровищниц осталось, что Петр не успел растратить.

Вот упряжь для лошадей, с изумрудами. Сбруя сделана для Анны Иоанновны около 1730 года. Хранится в Эрмитаже. Отдельно там написано, что камни колумбийские.

-8

Такое роскошное убранство коня -- нормально для той эпохи. У одного из скандинавских царствующих домов, забыла которого, до сих пор в обиходе у королевы ожерелье, переделанное из упряжи прапрапрадедушки, наполеоновского генерала. Который просто очень любил свою лошадку...

Говорят, очень любила изумруды Екатерина Великая. Нормальных цитат про это, правда, я не нашла. Но судя по сохранившемуся гардеробу и безделушкам она действительно предпочитала сине-зеленую гамму. (Даже мужа свергала в зеленом мундире!)

Большой изумруд, официально ейный, хранится в Алмазном фонде.
Большой изумруд, официально ейный, хранится в Алмазном фонде.

А вот такой, тоже приписываемый ей, продавался на Кристис. Но, как вы понимаете, всему, что озвучивают аукционы, верить нельзя, ибо это для продажи. Вот когда появляются вещи, купленные у великих князей в эмиграции -- это да, вероятность большая, хотя не факт, что изумруды не купил какой-нибудь Александр II, а про прабабушку -- это семейная легенда.

Портретов наших императриц 18 века с нормальными изумрудами я не нашла, увы.

Вот что за камни здесь в волосах Марии Федоровны? Рубины -- а между ними что, изумруды или сапфиры?

-11

Ампир и Наполеон

В конце 18 века мода опять меняется. И на драгоценности тоже. Все бредят античностью и носят платья как тоги. В ювелирном деле начинают ориентироваться на сохранившиеся древнегреческие образцы, тем более, что Помпеи так кстати откопали.

И вот наконец появляется то, к чему мы с вами привыкли: нормальные гарнитуры из однородных камней!

Диадемы были им под стать.

Я лично думаю, что такое обилие изумрудных украшений в  кругу Наполеона и позже во Франции было вызвано банальным экономическим фактором: они взяли Мадрид. Наполеонов брат стал королем Испании. Быть может, этих изумрудов испанских из казны просто отгрузили в Париж вагонами, и вот ювелиры-то и разгулялись?

Портретов наполеоновских барышень в изумрудах полно.

В общем, примерно с 1800-1810-х годов изумрудные украшения приобретают тот вид, который нам кажется сегодня нормой. В том числе и на картинах.

Валентин Кардера. Мария Тереза Орсини, княгиня Дориа. 1820-1830-е
Валентин Кардера. Мария Тереза Орсини, княгиня Дориа. 1820-1830-е

А вот смотрите, забавное: после изгнания Наполеона в Испанию возвращается прежняя династия. И король дарит королеве на память изумрудный гарнитур. Новый, но как вы теперь видите, в старомодном духе, потому что современный дизайн слишком отдает поганой наполеоновской Францией.

Викторианство и историзм

Любит изумруды королева Виктория (потому что муж подарил ей такую диадему, см. фото). Она сама дарит изумруды родственникам.

Любят их при русском дворе, и дают в приданое великим княжнам, таким образом опосредованно снабдив изумрудными гарнитурами пол-Европы.

А. Ф. на портрете Маковского
А. Ф. на портрете Маковского

Когда начинается историзм, ювелиры начинают баловаться копиями многоцветных ренессансных и средневековых вещей. Если не знать, то можно и перепутать.

Брошь. Венгрия, 19 век, Эрмитаж
Брошь. Венгрия, 19 век, Эрмитаж

Такие украшения, как на портрете ниже, для живописи 19 века нетипичны, это дань историзму.

Г. фон Ангели. "Виктория, принцесса Великобритании", 1876 (дочь королевы, жена германского императора)
Г. фон Ангели. "Виктория, принцесса Великобритании", 1876 (дочь королевы, жена германского императора)

Ар-деко

Золотой час изумрудов наступает в 1920-е, когда он становится  любимым камнем Cartier и нового стиля, которому он очень подходит по настроению, холодному и манящему одновременно.

-21

Вдобавок, в Париж съезжаются махараджи, ведрами привозя свои старомодные украшения и прося переогранить. Они увозят новомодные гарнитуры, а фирма оставляет себе старинные камни. Делает им новые оправы и продает.

Таких резных индийских изумрудов 16-17 веков в оправе 20 века на аукционах попадается достаточно.

(Также определенное количество хороших изумрудов приходит в ювелирные фирмы от русских эмигрантов, а потом и других разорившихся аристократов).

Этот ренессанс изумрудных украшений удается зацепить последней приличной волне портретного жанра.

Примерно перед Второй Мировой войной реалистическая живопись того рода, где можно запечатлевать изумруды, окончательно заканчивается. А вот изумрудные гарнитуры продолжают делать до сих пор.

Van Cleef and Arpels - Zip necklace
Van Cleef and Arpels - Zip necklace

Правда, лучше того, что уже было придумано, в новом столетии никто не сделал...

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.