Тот дизайн, что мы считаем нормой и классикой -- появилось достаточно поздно. Странно узнавать об этом.
Франция задает моду
Мы остановились на том, как в 16 веке Испания открывает изумрудные месторождения в колониях, и начинает снабжать камнями весь мир, включая индийских шахов (1-я часть, 2-я часть). Но деньги не пошли впрок, как вы помните -- Испания приходит в упадок, и Франция, могущественный сосед, после вымирания династии распространяет контроль на эту страну и сажает на престол своего принца.
Французская мода распространяется и на украшения с изумрудами.
Испанцы продолжают делать их, не жалея сырья, но узорчики теперь совсем другие. В 17-18 веках полностью исчезает разноцветье ренессансных украшений. Они становятся однотонными, максимум 2-3 цвета, гармоничными. Связывают это, в частности, с тем, что женщины начинают носить совсем другие ткани -- вместо златотканных бархатов -- муслин с цветочками. (Нашла об этих глобальных тенденциях хорошую статью, потом переведу, выложу). Золотые рельефы, какими были подвески Гольбейна, на них совсем не смотрятся. Очень много старых украшений разбирают, камни-кабошоны гранят.
Испанские изумрудные вещи выглядят теперь так.
Если вы думаете, что испанские королевы из новой династии наконец доставят нам удовольствие и наденут для своих портретов изумруды -- то зря надеетесь...
Спасибо хотя бы португальской королеве, Марие Анне Австрийской.
А вот маркиза де Помбай кисти неизв. худ. Мы теперь, после прошлых выпусков этого обзора, знаем, что вот это черное -- именно изумруды. (Почему не сапфиры? А с ними ситуация еще хуже относительно популярности, даже не буду начинать).
Наконец, чудесный колониальный примитив, видимо, Венесуэла.
В 18 веке начинают гранить и активно употреблять другие зеленые камни, не такие интенсивные, и поэтому лучше подходящие к воздушной цветовой гамме эпохи и ее нарядам.
Вообще главный камень 18 века -- бриллиант. Его как раз научились очень круто гранить (кардинал Мазарини лично вычерчивал фацеты). А потом в Бразилии открывают крупные месторождения, и с 1725 года в Европу хлынули потоки алмазов.
Бриллианты тонируют, подкладывая вниз цветную фольгу. Иногда дополняют, правда, и природно яркими камнями, но основным мотивом они становятся редко.
Яркие сочетания, впрочем, тоже делают. Еще как раз тогда изобрели стразы, не забываем об имитациях.
Русский 18 век
У нас сохраняется любовь к изумрудам как к элементу "восточной" роскоши. Благо и запасов из царских сокровищниц осталось, что Петр не успел растратить.
Вот упряжь для лошадей, с изумрудами. Сбруя сделана для Анны Иоанновны около 1730 года. Хранится в Эрмитаже. Отдельно там написано, что камни колумбийские.
Такое роскошное убранство коня -- нормально для той эпохи. У одного из скандинавских царствующих домов, забыла которого, до сих пор в обиходе у королевы ожерелье, переделанное из упряжи прапрапрадедушки, наполеоновского генерала. Который просто очень любил свою лошадку...
Говорят, очень любила изумруды Екатерина Великая. Нормальных цитат про это, правда, я не нашла. Но судя по сохранившемуся гардеробу и безделушкам она действительно предпочитала сине-зеленую гамму. (Даже мужа свергала в зеленом мундире!)
А вот такой, тоже приписываемый ей, продавался на Кристис. Но, как вы понимаете, всему, что озвучивают аукционы, верить нельзя, ибо это для продажи. Вот когда появляются вещи, купленные у великих князей в эмиграции -- это да, вероятность большая, хотя не факт, что изумруды не купил какой-нибудь Александр II, а про прабабушку -- это семейная легенда.
Портретов наших императриц 18 века с нормальными изумрудами я не нашла, увы.
Вот что за камни здесь в волосах Марии Федоровны? Рубины -- а между ними что, изумруды или сапфиры?
Ампир и Наполеон
В конце 18 века мода опять меняется. И на драгоценности тоже. Все бредят античностью и носят платья как тоги. В ювелирном деле начинают ориентироваться на сохранившиеся древнегреческие образцы, тем более, что Помпеи так кстати откопали.
И вот наконец появляется то, к чему мы с вами привыкли: нормальные гарнитуры из однородных камней!
Диадемы были им под стать.
Я лично думаю, что такое обилие изумрудных украшений в кругу Наполеона и позже во Франции было вызвано банальным экономическим фактором: они взяли Мадрид. Наполеонов брат стал королем Испании. Быть может, этих изумрудов испанских из казны просто отгрузили в Париж вагонами, и вот ювелиры-то и разгулялись?
Портретов наполеоновских барышень в изумрудах полно.
В общем, примерно с 1800-1810-х годов изумрудные украшения приобретают тот вид, который нам кажется сегодня нормой. В том числе и на картинах.
А вот смотрите, забавное: после изгнания Наполеона в Испанию возвращается прежняя династия. И король дарит королеве на память изумрудный гарнитур. Новый, но как вы теперь видите, в старомодном духе, потому что современный дизайн слишком отдает поганой наполеоновской Францией.
Викторианство и историзм
Любит изумруды королева Виктория (потому что муж подарил ей такую диадему, см. фото). Она сама дарит изумруды родственникам.
Любят их при русском дворе, и дают в приданое великим княжнам, таким образом опосредованно снабдив изумрудными гарнитурами пол-Европы.
Когда начинается историзм, ювелиры начинают баловаться копиями многоцветных ренессансных и средневековых вещей. Если не знать, то можно и перепутать.
Такие украшения, как на портрете ниже, для живописи 19 века нетипичны, это дань историзму.
Ар-деко
Золотой час изумрудов наступает в 1920-е, когда он становится любимым камнем Cartier и нового стиля, которому он очень подходит по настроению, холодному и манящему одновременно.
Вдобавок, в Париж съезжаются махараджи, ведрами привозя свои старомодные украшения и прося переогранить. Они увозят новомодные гарнитуры, а фирма оставляет себе старинные камни. Делает им новые оправы и продает.
Таких резных индийских изумрудов 16-17 веков в оправе 20 века на аукционах попадается достаточно.
(Также определенное количество хороших изумрудов приходит в ювелирные фирмы от русских эмигрантов, а потом и других разорившихся аристократов).
Этот ренессанс изумрудных украшений удается зацепить последней приличной волне портретного жанра.
Примерно перед Второй Мировой войной реалистическая живопись того рода, где можно запечатлевать изумруды, окончательно заканчивается. А вот изумрудные гарнитуры продолжают делать до сих пор.
Правда, лучше того, что уже было придумано, в новом столетии никто не сделал...
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.