Братск - Малая Кура - остров Ольхон (4 июля 2019г)
Сегодня нас ждет встреча со священным озером Байкал! Многие в нашем экипаже только слышали о Байкале, и увидеть его - это была их заветная мечта. Значит нам обязательно нужно попасть на остров Ольхон! Мечты людей должны сбываться, и что может быть лучше, чем возможность помочь в этом деле.
Перед вылетом Кирилл проводит экскурсию по своему аэродрому "Мостовой". Это образцово-показательное хозяйство. Представляете, в ангаре, где стоит авиационная техника, ходить можно только в тапочках. Вот такая тут хирургическая чистота.
Подошло время вылета. Наш полёт будет проходить над Братским водохранилищем, Ангарой и бескрайним морем тайги. Это удивительно красивые места.
Взлетели. Чувствую, что наш командир немного нервничает. Вчера я ему доложил, что с Ольхона до восточного берега озера нам придётся пролететь около 50 км над водой, а когда пойдём на Сахалин, то более 100 км. Смотрю, перед полётом КВС впервые перекрестился. Вспоминаю слова Токарева Валерия Ивановича, когда на вопрос: “как же мы полетим?” он невозмутимо ответил “помолимся и полетим”. Да… это не Европа. Тут можно часами лететь и не иметь мест для посадки.
После взлёта набрали 1200м. И снова нам помогает попутный ветер, добавляя около 30 км/ч попутной составляющей. Облачность по маршруту кучево-дождевая с нижней границей около 2000м. Наблюдаются локальные осадки в виде дождя.
Предлагаю Тадеушу перестать разглядывать “гугл-карту” в окно, а снизиться и начать любоваться красотами Ангары и окрестностей. Тадеуш поддерживает, и мы снижаемся на 500м. Я бы, конечно, метров на 100 снизился - виды были бы красивее. Летим вдоль Ангары, уклоняясь вправо от линии маршрута. Уж очень красиво тут. Вот под нами посёлок Усть-Уда. Там есть ГВПП более 1 км длиной. Правда, просматривается эта полоса не очень. Смотрим, а на земле стоит жёлтый Ан-2.
УКВ связи тут нет совсем. Через 1 ч 45 мин на мой мобильный позвонил диспетчер с Иркутска. Узнал наше местоположение и попросил с земли доложить посадку (тоже по телефону). В этих краях по радиостанции докричаться до самолёта можно только через высотные борта, используя их как ретранслятор, или по телефону дозвониться. Удивительно, но сотовая связь здесь работает очень и очень неплохо. Подлетаем к Малой Куре в посёлке Усть-Ордынский. На связь по вацап выходит Александр Ваулин. Он специально прилетел из Читы на гидросамолёте, чтобы встретить и сопроводить нас. Как это прекрасно!
Аэродром Малая Кура живёт как посадочная площадка. Здесь нет диспетчера. Заявки подаются как на геоточку. Полоса грунтовая, размечена, установлен колдун.
Выполняем заход по крутой глиссаде. Высоту Пётр стравливает левым скольжением. Мягкое касание, и мы уже бежим по полосе. Грунт мягкий, я бы даже сказал вязкий. Недавно прошёл дождь.
Нас встречает Виктор Николаевич Калюжный и его супруга Виктория.
Также приехал мой давний друг Андрей Александрович и съёмочная группа первого канала. Экипаж даёт интервью, и мы едем в кафе и на заправку. Нам потребуется 500-600л бензина на полёт до Читы. По пути мы сядем на Ольхоне.
Спрашиваю у местных пилотов про Ольхон. Туда никто не летает, говорят, что очень недружелюбно там принимают. Вот те на… Ладно, посмотрим, что там за проблемы. Наш маршрут согласован с Росавиацией, земля там федеральная. Состояние ВПП для Ан-2 там точно подходящее.
Вылетаем на Ольхон. Маршрут я специально проложил не напрямую, а с проходом вдоль береговой черты. Он удобен тем, что не надо набирать большую высоту, а можно пройти через перевал к озеру. Да и красивее он, чем прямой. Ан-2 быстро набрал 1200м. Выходим на Байкал. Как же тут красиво! Владимир Бровкин шлёт нам метеоинформацию, сообщая где стоят грозовые очаги. Удивительно, человек сейчас на Байконуре, а при этом ощущение, что он летит с нами вместе! Я очень рад и благодарен, что снова Владимир нам помогает. С ним намного спокойнее в перелёте. Грозы по маршруту локальные, небольшие, поэтому не опасны и не доставляют нам проблем - их легко можно обойти.
Подлетаем к острову Ольхон. Все восхищаются открывшейся красотой. Пролетаем посёлок Хужир, и вот уже аэродром Харанцы. Делаем круг, осматриваем место посадки и на втором заходе садимся. Подруливаем к домику бывшего аэропорта. Выключаемся. Наши польские друзья с широкими улыбками выходят из самолёта... А у самолёта их встречает мужчина в сигнальном жилете со словами: “Вы арестованы, самолёт тоже арестован”. Поляки ничего не понимают. Просят меня выйти. Убираю GPS, звоню по телефону в Иркутский РЦ, докладываю посадку, выхожу. “Здравствуйте, в чём проблема?” - спрашиваю у встречающего.
Встречающий, захлёбываясь от собственной важности, говорит, что “он тут власть” и демонстрирует надпись на спине, на сигнальной жилетке “Сибирская авиабаза охраны лесов”.
“Ну и ... ?” - с удивлением спрашиваю я
“Вы тут незаконно приземлились”
“Вы ошибаетесь, абсолютно законно”
“Аэродром закрыт, вон видишь из досок я крест выложил”
“Прекрасно, только мы не на аэродром летели, а на геоточку”
“Я сейчас начальству и всем органам сообщу”
“Замечательно, сообщите, пожалуйста, что международный экипаж успешно совершил посадку на Ольхоне”
Человек набирает какой-то номер и передаёт мне трубку. Я представляюсь и сообщаю, что у нас международный перелёт, наша посадка согласована с Росавиацией, заявка одобрена. Посадка выполнена на геоточке. Абонента на том конце трубки эта информация устраивает, и он просит передать трубку обратно.
Подъезжает участковый. Просит предъявить документы: паспорт, пилотское. Спрашивает, где разрешение. Показываю ему свои документы, а по разрешению отправляю в Росавиацию или хотя бы в Зональный центр.
Встретивший нас сторож продолжает запугивать - “Всё, готовьтесь, сюда едет проверка Росавиации и Ространснадзора”. Отлично, пусть приезжают, у нас всё легально. Начинаем швартовать борт. Поляки дарят участковому открытку с маршрутом перелёта.
И тут подлетает УАЗик с 3-мя архаровцами по типу ЧОПа в зелёной форме. Первый подбежавший чоповец говорит, что мы нарушили какой-то ФЗ. То ли 86, то ли 56. Смысл в том, что сели на охраняемую территорию заповедника.
“Погодите - вы сначала между собой договоритесь, а потом к нам подходите. Вот тот человек в жилетке, говорит, что охраняет аэродром. Вы говорите, что это заповедник. Мне кому из вас верить? Наш полёт международный, согласован со всеми службами”. Чоповец - “У меня ведётся запись разговора”. Я - “Прекрасно!”. От такого ответа чоповец теряется. Я ему - “Если Вы считаете, что мы что-то нарушили, напишите, пожалуйста, это на бумаге. А сейчас я Вам предлагаю записать мои контакты”. Видимо, такое предложение он никак не ожидал услышать. Главный чоповец садится в машину к участковому, и они начинают куда-то звонить. Я прошу участкового записать мой номер телефона, и помочь нам найти гостиницу, где мы разместимся на ночлег. Участковый удивлён, что мы не пытаемся никуда убежать или улететь.
В это время к нам уже подъезжают друзья. Оказывается на Ольхоне есть прекрасная база отдыха “У Пана”. Хозяин её - поляк. Теперь мы точно знаем, где будем жить.
А тут ещё и Александр Михайлович Коньков подъехал. Он здесь живёт. Раньше летал на Ан-2, Ту-134 и Ми-8. С Александром мы познакомились ещё когда летали в Монголию на Халхин-Гол и дружим с тех пор.
Охранники заповедника и участковый теряют к нам интерес и разъезжаются.
За время всего этого цирка поляки зашвартовали самолёт, и вот уже нас готовы везти в гостиницу. Размещение, ужин. После этого Александр забирает меня к себе в гости. И вот мы сидим в его доме, пьём чай с мёдом, Александр рассказывает о жизни на острове, о зверье которое к нему приходит. А это: лисы, суслики и даже коршун Петька. Вот вам и дикие звери. Чувствуют, что Александр очень добрый человек и сами идут к нему на контакт. Вечереет. Скоро в гости придут Рада и Озор. Это дикие лисы. Александр пойдёт их кормить, а я не буду пугать их и останусь внутри дома, а за происходящим могу наблюдать по камере. Дикие звери требуют очень большой деликатности в общении.
Через полчаса Александр возвращается. Очень интересные наблюдения он рассказывает мне. Как лиса кормит своих детёнышей. Вначале это идёт кормление молоком, потом начинает приучать к мясу, сначала отрыгивая, а потом уже целые кусочки таскает во рту. При этом лисы круглый год приходят к Александру за гостинцами. Внимательно его слушают, позволяют фотографировать. Подкармливая этих зверей, Александр не заменяет им основной рацион, он всего лишь балует зверей гостинцами.
На часах уже за полночь. Глаза слипаются, благодарю Александра и ухожу в гостиницу спать. Насыщенный день у нас сегодня получился.