Привет, меня зовут Лена, и я предпоследний человек в нескольких странах, которому стоит говорить о политике. И всё же... ну нельзя не сказать.
Голосование. Вчера. Шли с мужем на участок и смеялись, фантазируя так и эдак, каким образом нам гречку дадут. Может, из того бусика? А может, грузовик целый будет? Упражнялись мы в остроумии, упражнялись, а на входе на территорию школы навстречу нам шел дедушка. С глубокой пластиковой тарелочкой гречневой каши. Вот в лучших традициях байки про бабушку с двумя картошками и одной луковкой в магазине. Вот нам тогда сразу не по себе стало, сразу! А ближе к школе обнаружилась и полевая кухня, и палатка, где кашу раздавали, и небольшая очередь в эту палатку с соблюдением социальной дистанции. И в очереди вовсе не бабушки с дедушками - целые семьи.
Это было так дико, странно и смешно, что в саму школу я практически на четвереньках заходила - от смеха. Ну, т.е. на самом деле перед избирательным участком раздавали варёную гречку. Ладно, бесплатные маски в самом участке, ладно бутыль с дезинфекцией и резиновые перчатки размера S... но ГРЕЧКА!
Муж говорит, рис, что ли сварили бы? Я не знала, что и думать. Неужели власти на самом деле это сделали. Зачем? Хотелось думать, что это пресловутые перегибы на местах, но не в подсобке же школьной полевая кухня завалялась?
Ну, ладно. Проголосовали. А потом на выходе женщина-наблюдатель вручила вот это. По штуке на человека. Я думала, рекламка какая-то, на автомате взяла. А оказалось - лотерея.
Нам тоже дали гречку, только такую, которую мы взяли. Муж даже выиграл, представляете?
А сегодня моя сотрудница Катя, молодая и прогрессивная Катя, которая голосовала против и возмущалась пунктом про обнуление, а так же заманчивой привлекательностью всех остальных пунктов, сегодня Катя возмущалась, что им не досталось этих лотереек - закончились! Катя наверняка считает гречку приметой совка, но огорчается, что ей не дали лотерейку. И всё это - одновременно.
И Кате невдомёк,
что при совке не было никакой гречки на избирательном участке,
что всеобщее избирательное право стало одним из прогрессивных достижений Союза
И Катя игнорирует,
что женщины в своё время немало сделали, чтобы добиться права на голос,
Небелые добивались права на голос,
Бедные добивались права на голос.
И сегодня мне стало невыносимо, что мы теперь - за гречку. Да, каждому свою. Говорят, звёздам миллион денег давали, чтоб они поагитировали невзначай, проголосовать. Так что у кого-то гречка в виде миллиона была. У кого-то в виде лотереи. А у кого-то в виде буквальной гречки из полевой кухни. Да даже этот выходной среди недели - та же гречка, которую мы с удовольствием взяли! И я взяла. Но по большому счету разницы нет никакой.
И никто не спросил: да за кого вы нас держите, кем вы нас считаете? Зачем всё это? Зачем нам подачки? И главное - зачем мы взяли эти подачки? Мы-то сами - за кого себя считаем?
Не важно, за поправки мы или против, поддерживаем существующую власть или в оппозиции, гречка в любом виде - унизительна.
Я буду голосовать - за или против - потому что это мой гражданский долг, и больше не должно быть причин. В следующий раз я буду готова, и если мне станут совать что-то на избирательном участке, устрою скандал. Скандалить плохо. Но принимать подарки за право волеизъявления - дно, ребятки. Настоящее дно. Вчера мы там побывали, и обязаны выбраться.