Зачем в список регионов, подлежащих экспериментальным нововведениям, включать Московскую область, никто не объяснил. Ну предположим, что для отдалённых регионов в этом цифровом эксперименте можно найти какой-то здравый смысл и рациональное зерно. Да, театров и музеев там не так густо, как в столицах, и для местных пытливых умов эта так называемая ЦОС (цифровая образовательная среда) могла бы стать полезной. Но Московскую область зачем в этот эксперимент включать? Столица под боком вообще-то, со всеми её театрами, музеями и другими образовательными и культурными ресурсами.
Постановление об эксперименте пока в проекте и выставлено на общественное обсуждение. И вызывает и некоторое недоумение, и вопросы.
Вопросы прежде всего к определениям понятий. Например, в тексте документа говорится, что "цифровая образовательная среда - ... совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся."
Это не просто определение. Это неслыханный прорыв в педагогике, вот что это такое. Оказывается, технически оснащённая среда может обеспечить школьникам освоение образовательных программ в полном объёме. Главное, компьютеры в четыре этажа поставить и - гудбай, Мариванна?
Да хоть в десять этажей поставьте компьютеры, а без квалифицированного взрослого человека ребёнок программу не освоит не только в полном объёме, но даже и наполовину. Про зону ближайшего развития все специалисты от педагогики хотя бы слышали. А кто не слышал, легко найти и поинтересоваться.
В проекте постановления об эксперименте встречается фраза "поставщики и потребители цифрового образовательного контента и образовательных сервисов".
Если что, то в переводе с прекрасного английского языка на не менее прекрасный русский слово "контент" значит "содержание". Я бы не хотела, чтобы учеников называли "потребителями содержания". Хотя бы потому, что гуманистический характер образования в нашей стране никто не отменял, а гуманистический значит человеческий.
Это когда никому даже в голову не придёт назвать ребёнка потребителем контента и решить, что технологии могут обеспечить освоение образовательных программ в полном объёме.
Гуманистический характер образования подразумевает не бездушный тренинг навыков, а воспроизведение цивилизации, если угодно. Он подразумевает человеческое общение учителя с детьми и детей между собой. А ещё возможность научиться манерам, и чувствам, и пониманию чувств других людей. И позволяет занять своё место в группе и учиться поступать правильно. И любить свою Мариванну и одноклассников беззаветно или совсем наоборот...
Ни одно техническое решение нам этого обеспечить не сможет никогда.
Да, такие решения могут быть полезны в некоторых случаях. Но очень грустно, что их применению придаётся значение, требующее специальных постановлений и экспериментов.
Психолог Марина Нестерова