Сегодня поговорим о книге Дэниела Пинка "Драйв"
Основная идея книги это переход с Мотивация 2.0 на Мотивацию 3.0. Мотивация 2.0 это внешнее принуждение или "если..., то...". Мотивация 3.0 это внутрення история, которая рассчитана на то, чтобы человек раскрыл весь свой собственный творческий потенциал и желательно на добровольных началах.
Если коротко, то я очень советую прочитать данную книгу всем нынешним и будущим управленцам. Вроде все понятно и теоретически обосновано (можно собственно и книгу не читать), но при это на собственном примере я понял два фактора, почему прочитать, а главное постараться обработать на практике эту книгу необходимо:
- мы часто в порыве управленческого экстаза, смешанного с долей собственного непререкаемого величия и периодическими "люлями" от коллег сверху забываем о тех принципах, которые мы где-то укромно держим в чулане собственного подсознания...обращайся с людьми так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой, я же помню своего руководителя дебила и так с людьми точне нельзя и вообще мы в свободной стране живем, а и где-то на ютубе слышал на TED о важности давать свободу сотрудникам, детям и всем угнетенным в этом непростом, мать его, мире (так сказать, выбирайте на свой вкус)
- даже если мы вдруг не управленческие тираны (а статистически это все-таки маловероятно, да и проще как-то через кнут и пряник), то сама методология раздачи этой свободы своим подчиненным многим из нас непонятна, неясна и вообще где ее взять.
Другое дело, что на своем уровне надо осознавать, что здесь нужен разный подход к людям (Вы же стараетесь узнать мотивы каждого своего подчиненного?!) и Мотивация 3.0, направленная, например, на официантов Вашего заведения может сильно понизить рейтинг закусочной (простите, ресторана) на соответствующих порталах. Хотя, думаю, что Дениэл мог бы нехило здесь со мной поспорить.
Очевидно, что при автоматизации труда и отхода всех повторяющихся процедур в сторону робототехники, на плаву в ближайшем будущем останутся только творческие процессы (и то не так долго как кажется и хотелось бы). Под творчеством я понимаю не только художников и актеров, а больше любую работу, которая связана с нетривиальным подходом в каждой своей итерации. Бизнесмен или продакт это тоже творчество, да еще какое.
До сих пор я вижу и слышу очень много примеров мотивации "кнута и пряника", когда по сути начальнику нужны не генераторы идей и их воплотители, а тупо солдаты, которые исправно и в самые сжатые сроки будут исполнять любые поручения для того, чтобы уже их начальник отчитался о том, что "кукуруза собрана в большей объеме, чем было запланировано в меньшие сроки, чем ожидалось"
Если кратко посмотреть на историю вопроса, то были следующие этапы развития производства.
- Мотивация 1.0 - работай просто (рабы)
- Мотивация 2.0 - работай за что-то (внешняя мотивация)
- Мотивация 3.0 - работай потому что ты хочешь (внутрення мотивация)
Есть еще и мотивация 3.1 - это уже "вышак" и исполнение четверного тулупа без коньков на подтаявшем льду. Это когда Вы выделяете часть времени (например, 20%), которое сотрудники тратят на те проекты, которые они хотят (кстати именно так были созданы сервисы Gmail и Google Translate - неплохо для чил тайм).
А еще сотрудники сами решают в каких командах они хотели бы работать. Ухххх.... страшный сон для руководителя мебельной фабрики в СССР
Поэтому почитайте и подумайте, пожалуйста, прежде чем огульно внедрять "новые технологии" (знаю и таких руководителей). Подумайте над тем на каком подразделении это можно пропилотировать, на кого потом масштабировать и как правильно подвести людей к Вашим революционным идеям, потому что одно дело человек приходит в Google и по методике банки солеными огурцами сразу впитывает в себя соответствующую корпоративную культуру, а другое дело внедрение в нашей обычной русссской организации, где юристы и налоговики как-бы видели все Ваши потуги сами знаете где и будут и дальше согласовывать документы по 4 недели и никакой Agile, творчество и гибкий подход им не нужен, ибо внутренний аудит придет и переломит тот самый гибкий подход в самом гибком месте.
Но это хорошо, потому что нельзя почувствовать себя сразу умным и классным после прочтения книги, а надо подумать и осознать как это имплеминтировать это у себя с умом и чтобы это работало не только на Ваше резюме, но и в организации.
Эту книгу хорошо дополняет "Открывая организации будущего" (про эту книгу тоже как-нибудь напишу свое впечатление, которая дает четкие методологические принципы, использующиеся в разных "бирюзовых" компаниях по самому широкому спектру принципиальных вопросов, которые возникают при переходе на такую мотивацию:
- как набирать и кто набирает персонал
- нужен ли менеджер среднего звена
- как создавать команды
- как проводить совещания
- сколько ответственности передается на места и т.д.
Без понимания ответов на эти вопросы Ваше благое намерение не взлетит, а то только приободрит скептиков всяких там "новомодных изменений"
Успехов Вам! Читайте, развивайтесь и развивайте!