«Сколько раз я должна повторять одно и то же?» «Я тебе уже сто раз объяснила!» «Я тебе десять раз показала, неужели трудно запомнить?» «Сколько раз тебе надо сказать, чтобы до тебя наконец дошло?» Говорили когда-нибудь что-нибудь из этого своим детям? Ничего вам в этих фразах странным не казалось? Ни за что внимание не цеплялось? А вот Эйнштейн именно такое определение давал сумасшествию: «Это когда человек повторяет одно и то же действие снова, снова и снова и ждёт от него другого результата».
Если ребёнок не понял наше объяснение – это наша проблема, а не ребёнка. Если ребёнок не понял наше требование или замечание – это наша проблема, а не ребёнка. Если мы не смогли объяснить ребёнку, в чём его ошибка или проступок – это наша проблема, а не ребёнка. Но мы начинаем раздражаться, злиться, выходить из себя, кричать. И тогда у ребёнка тоже появляется проблема. Но эта проблема вовсе не в том, что он чего-то не понял или как-то неправильно себя вёл. Эта проблема – «мама на меня кричит, м