Метод кроссенса появился сравнительное недавно - в 2002 году, но уже успешно используется многими учителями. Это универсальный метод, который можно применить абсолютно на любом предмете. В чем его суть?
Немного об истории метода
Его авторы - писатель, педагог, математик Сергей Федин и доктор технических наук, художник Владимир Бусленко. Впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь", где назван "игрой для эрудитов".
Почему так называется?
Вы, наверное, уловили в названии сходство со словом "кроссворд". Это, конечно, далеко не кроссворд, но два сходства с ним есть: поле из клеток и необходимость поломать голову, чтобы его решить. Если кроссворд - это пересечение слов, то кроссенс - это, скорее, пересечение смыслов.
Что собой представляет кроссенс?
Это поле, стандартно состоящее из 9 квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой.
Как использовать кроссенс в обучении?
Учитель заранее готовит поле с картинками, расставляя их в определенной последовательности. Задача учеников - "разгадать" кроссенс, уловить ассоциативную цепочку и составить рассказ.
Как читается кроссенс?
Читается он всегда в определенной последовательности: начинать надо слева и двигаться дальше только вперед, переходя от клетки к клетке. Три шага вправо, два шага вниз, два шага влево, шаг вверх и, наконец, один шаг вправо к центральной картинке. Таким образом, движение происходит по спирали, получается цепочка, завернутая улиткой. Для удобства лучше пронумеровать клетки заранее, чтобы дети (особенно на первых порах) не запутались. Ученики, глядя на изображение, должны понять его смысл (кстати, можно для удобства делать некоторые подписи), немного рассказать о нем, далее установить логическую связь со следующим изображением, также рассказать о нем. И так далее, пока не доберутся до центрального квадратика и не завершат свое повествование самым главным фактом.
Как сделать кроссенс?
Сначала надо определить общую тему и идею, затем выделить 9 элементов, относящихся к этой теме, и установить логические связи между ними, определить черты каждого элемента, подобрать соответствующие изображения и оформить игровое поле из девяти квадратов. Можно сделать это в Word или Power point, затем распечатать на обычных листах и раздать каждой группе. Если вы планируете коллективную работу с кроссенсом, то можно продемонстрировать слайд на экране.
Зачем нужен кроссенс?
Метод кроссенса основан на деятельностном подходе, он помогает развивать критическое и логическое мышление учеников, организовывать командную работу, делать уроки более интересными и способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.
Пример кроссенса
Пример кроссенса, сделанного мной, вы можете посмотреть на иллюстрации к статье. Это кроссенс по теме "История создания романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Первые три изображения относятся к исторической основе произведения (портреты Екатерины II, на время правления которой пришлось восстание Пугачева, и самого бунтовщика, а также сцена из крестьянской войны). Четвертое изображение - это помещение, в котором находился государственный архив, где работал Пушкин, чтобы собрать материалы для своего произведения. Пятое - это карты Казанской и Оренбургской губерний, куда в 1833 году намеревался поехать писатель. Шестое - маршрут, по которому передвигался Пушкин, беседуя с народом. Седьмое - иллюстрация, изображающая разговор писателя с крестьянкой Бунтовой. Ее повествование вошло в роман. Восьмая картинка - это историческое произведение, написанное Пушкиным по собранным материалам, а девятая (последняя, центральная) - сам роман "Капитанская дочка".
Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".