Найти тему
Таня Рязанова

Дисциплина без дрессировки

Попробуйте встать на горящие угли, острые гвозди или битое стекло. Больно? Больно. Но если вы будете повторять это каждый день, то очень скоро вы перестанете чувствовать боль.
Попробуйте прыгнуть с парашютом с высоты 1000 метров или просто с любого моста, обвязавшись страховочной верёвкой, или забраться на стрелу башенного крана, или пролететь на тарзанке над джунглями. Страшно? Страшно. Но если вы будете повторять это каждый день, и очень скоро вы перестанете чувствовать страх.
Сколько раз в день мы говорим ребёнку: «Ничего не можешь сделать сам!», «Сколько раз тебе нужно повторять?», «Ты совсем меня не слышишь?», «Ты вообще ничего не понимаешь?», «Ты назло мне это делаешь?», «У тебя совесть есть вообще?», «Ты вообще нормальный человек?», «Почему другие дети с первого раза понимают?» Больно? Больно. Но когда ребёнок слышит такие слова постоянно, он перестаёт чувствовать боль. Так заложено природой, нервная система защищает сама себя. Со временем ребёнок перестаёт быть ласковым, мягким, открытым. Он становится чёрствым, рассудительным, рациональным, расчётливым, жёстким, циничным. В рассудительности и рационализме нет ничего плохого, когда они идут из сердца – доброго, зрелого, открытого сердца. Здесь же сердце закрылось ещё в детстве. Такое сердце никогда не станет зрелым. Пока не выплачет все слёзы. Которые и выплакивать-то не умеет…
Сколько раз в день мы кричим своему ребёнку: «Стой! Там дорога!», «Не ходи один!», «Не подходи к собаке!», «Не суй руки в рот!», «Не трогай ранку!», «Не снимай шапку!», «Не заходи в лужу!», «Не трогай двери!», «Обожжёшься!», «Упадёшь!», «Поранишься!» Нами движет (хотела написать слово «забота», зачеркнула) страх за ребёнка, за его жизнь, безопасность, здоровье, сохранность. И этот страх мы передаём ему. Это тоже заложено природой, любое живое существо инстинктивно охраняет свою жизнь. На каждый наш тревожный окрик немедленно реагирует гиппокамп мозга ребёнка, посылая немедленный сигнал мозжечковой миндалине: «Опасность!» Но когда ребёнок слышит такие окрики постоянно, он перестаёт чувствовать страх. Если кричать на ребёнка в целях дисциплинарного воздействия, то со временем кричать придётся всё громче. Если бить, то - всё сильнее. Если запугивать – то всё изощрённее. Такие дети не чувствуют страха, а очень скоро они перестают видеть опасность даже там, где она действительно есть. Они выбирают профессии, связанные с риском для жизни, они занимаются экстремальным спортом, они водят автомобиль с огромной скоростью и часто с нарушением правил.
Очень часто родители пытаются добиться от детей дисциплины, построенной на тревоге. Иногда у них даже появляется иллюзия, что этот способ срабатывает. Обычно иллюзия заканчивается, когда ребёнок входит в подростковый возраст. В этот период уже сложно начинать разговаривать, если до этого вы занимались только дрессировкой. Но гораздо чаще такая «дисциплина» не работает с самого начала и с самого начала тянет за собой целый воз проблем – и личных психологических, и поведенческих, и физиологических, и межличностных, и социальных.
Ребёнок рождается открытым, готовым впитывать и учиться, с удивительными способностями и потрясающими адаптивными возможностями. Задача родителя – помогать ему осваиваться в любой ситуации, помогать находить равновесие между эмоциями, которые он испытывает, и их проявлением, которое в данный момент допустимо. Быть проводником, поддерживать, помогать находить опору. Помочь детскому сердцу окрепнуть и вырасти, а детскому мозгу – созреть. Не травмировать их, не смять, не вылепить из ребёнка удобный пазл, который впишется в любое общество, а позволить ему вырасти, оформиться и расцвести самому. Задача родителя – быть ведущим, альфой, заботливым, любящим, но чётко определяющим и оберегающим иерархию и границы. Как долго? Пока ребёнок остаётся ребёнком, пока он растёт. Только с таким примером перед глазами ребёнок сам вырастет в ответственного, сильного, заботливого, эмоционально зрелого взрослого.
Дисциплина – это результат осознанного поведения. Осознанность – это качество зрелости. Зрелость – это внутренняя работа, которая требует времени, мудрости, терпения и внутреннего покоя. Не очень эффективно требовать дисциплины от незрелого человека, нужно просто помочь ему до этой дисциплины «дозреть». Нужно поливать корни яблони, если мы хотим, чтобы с веток упали яблоки. Если просто трясти голые ветки, яблоки на них не появятся.

2018, Гоа, Индия, фотограф Дарина Евграфова
2018, Гоа, Индия, фотограф Дарина Евграфова