Помните, мои читатели, знаменитую советскую кино-оперетту «Свадьба в Малиновке», разошедшуюся на цитаты чуть более чем полностью? А главного злодея – пана-атамана Грициана Таврического и его бандюков?
Есть мнение, что у него был вполне реальный прототип. И прототип этот был совсем не таким комедийным. Он прокуролесил по просторам Украины меньше года. Но прогремел за это время так, что мало никому не показалось. И навсегда остался в истории с резко отрицательным знаком. Только в последние годы из него начали ваять борца за свободу «ридной Украины», которым он на самом деле никогда не был. Потому что был он просто ловким авантюристом, пытавшимся крутиться между белыми, красными, немцами, сичевиками, махновцами… Пока не укатали Сивку крутые горки.
Он был не одинок – таких «народных вожаков» Гражданская война выплеснула много. Но если, например, Пархоменко и Кочубей были последовательно «нашими», то атаману Никифору Григорьеву оказалось по пути с красными всего то пару месяцев – с марта по 7 мая 1919 года. А потом он решил, что с большевиками ему не по пути.
Надо сказать, что к красным он перешел со своими людьми от Директории по одной простой причине. Отряды Григорьева держали под контролем сельские районы около Николаева, Одессы и Херсона. В самих городах располагались интервенты – французы. И они требовали от УНР, чтобы та отвела войска на расстояние, которого будет достаточно для того, чтобы интервенты смогли обеспечить себя снабжением. И УНР то была согласна, но зато Григорьев возражал – потому что это же ему надо было отводить войска. А у него тут была опора, базис и основа. Именно в этих краях он сколотил свои отряды и именно тут пользовался большим авторитетом.
Поэтому Григорьев договорился с красными, что становится красным командиром и начнет воевать с белыми, интервентами, петлюровцами, в общем со всеми, кто против строительства самого справедливого общества на земле. Ему это было нетрудно, так как с белыми он воевал и до этого, как один из командиров Директории, а теперь стал заниматься тем же самым как красный командир.
Впрочем, сам себя Никифор Григорьев красным командиром видимо не очень считал, так как расценивал новую силу в качестве очередного союзника. Вот только новый союзник был основателен и наводил порядок в безалаберных шайках. В том числе попытались навести порядок и в отрядах Григорьева, превратившихся в 6-ю Украинскую советскую дивизию.
В составе Красной армии, отряды Григорьева заняли Херсон, Николаев и 8 апреля вошли в оставленную французами Одессу. Надо сказать, что григорьевцы прославились по полной программе: грабежи и еврейские погромы были визитной карточкой этих славных борцов за народное дело. Причем так как сам Григорьев был к евреям почему-то особенно неравнодушен, именно его отряды в Гражданскую войну прославились особенно впечатляющими еврейскими погромами.
Тем временем, стоит напомнить, что вообще-то Григорьев занял Одессу как красный командир. И пока он ссорился с другим не менее впечатляющим красным командиром по имени Мишка Япончик, у командования появились планы использовать дивизию Григорьева для великих дел – экспорта революции в другие страны. На берегах Дуная как раз появилась Венгерская Советская республика, находившаяся в кольце врагов и просившая помощи от опоры мировой революции.
На помощь венгерским товарищам собирали мощный ударный кулак, в который планировалось включить и Григорьева с его людьми. Но он не рвался покидать края, в которых был как кум королю. А кроме того, у его людей росло недовольство всем этим старательно насаждавшимся порядком.
Поэтому 7 мая украинский наркомвоенмор Антонов-Овсеенко отдал два приказа: 3-й Украинской армии – наступать на Румынию, а чекистам – арестовать Григорьева за «партизанщину» и неподчинение приказам.
С арестом у чекистов получилось плохо. Потому что планировалось арестовать и «отправить к Духонину» Григорьева, а в результате наоборот он приказал поставить к стенке чекистов. Не получился у товарищей ловкий удар. Бывает. Противник хватким оказался и овечкой на заклание быть не захотел.
На следующий день, 8 мая 1919 года Григорьев выпустил «Универсал», в котором призвал украинцев создавать Советы народа Украины. А заодно погрузил своих орлов в поезда и по железным дорогам двинулся на Екатеринослав, Полтаву и Киев. Причем надо понимать, что атаман был пламенный оратор – обещал все сразу и много. Поэтому к нему перешли и часть советских частей, а большевики на полном серьезе начали готовить эвакуацию не только Киева, но и Полтавы.
Планы помощи венгерским товарищам, разумеется, рухнули, потому что какая там может быть мировая революция, когда под боком такая кутерьма творится. Поэтому Венгерская Советская республика вскоре пала в неравной борьбе с мракобесием старого мира. А Красная армия, которая всех сильней, занялась Григорьевым.
Правда, сначала ему удалось занять Черкассы, Умань, Кременчуг, Екатеринослав, Елизаветград, Херсон и Николаев. Во всех городах появление григорьевцев сопровождалось еврейскими погромами. Причем в роли евреев обычно оказывались все, у кого было чем поживиться. Этакий грабительский интернационал.
Но к 14 мая красные собрали ударный кулак под командованием Ворошилова и Пархоменко. Тем более, что григорьевцы рассыпались по Украине, а красные наступали ударной, мощной группировкой. К июню отряды Григорьева разгромили, а он сам ушел. К батьке Махно.
Но тут надо сказать, что батька Махно, хоть у нас и принято вспоминать махновцев как расхристанную армию, у которой «анархия мать порядка», на самом деле всех этих погромов и грабежей категорически не одобрял. Это ему потом в советских фильмах чужие подвиги приписали. Нестор Иванович был мужик крутой и справедливый. Поэтому союз был откровенно временным. Тем более, что Махно с белыми боролся всегда, а Григорьев начал искать себе новых союзников. В том числе начал и переговоры с белыми.
Но в июле его связных, у которых было письмо, прямо говорившее о том, что Григорьев ведет переговоры с белыми, перехватили махновцы. И 27 июля в сельсовете Сентово вспыхнула ссора между махновцами и Григорьевым с его людьми. Слово за слово, обвинение за обвинением. Схватились за револьверы… В перестрелке пуля и нашла атамана Григорьева.
Так и закончилась его бурная история в Гражданской войне. Может быть, если бы его тогда, в мае 1919 года не собрались арестовать, Красная армия и ударила бы в сторону Венгрии… И был бы у нас сейчас Союз Европейских Социалистических республик. Но атаман крутил свои выкрутасы, в которой мировой революции отводилось не самое главное место.
Докрутился.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.