Найти тему
Бумажный Слон

...а самые страшные из всех чудовищ люди!

Автор: Ядвига Врублевская

«Да дитя моё, на самом деле монстры существуют. И один из них как раз висит сейчас у меня в подвале»

«Нет одиночества более сильного,чем рядом с человеком, который не видит тебя в упор...»

Предупреждение: жирные спойлеры

Прошлым летом открыла для себя Монстролога. И не отпускает он меня до сих пор. С того момента я трижды прослушала все четыре книги и дважды перечитала их. И хочется мне ещё и ещё, хотя знаю почти каждую строку. Меня удивляет, как мало людей его читало. А ведь серия более чем достойная.

Начало сразу задаёт тон, главный герой к началу книги мёртв. Сохранились его дневники, которые рассказывают о жизни Уилла Генри и его опекуне — нелюдимом монстрологе Пеллиноре Уортропе. Двенадцатилетний Уилл после смерти родителей взят на воспитание бывшим работодателем отца. О докторе Уортропе ходят разные зловещие толки, но только его маленький подмастерье знает, насколько ужасными вещами занимается его опекун. А между тем Пеллинор естествоиспытатель, изучающий монстров. Человек науки, не знающий ни усталости, ни жалости. Впрочем, Пеллинор виртуозно врёт себе, потому что страстнее его натуры ещё поискать нужно. Ложь и недомолвки проходят через все четыре книги. Уилл Генри врёт себе и читателю, что ненавидит Уортропа, а тот врёт, что подмастерье для него бесполезное навязанное бремя. В конце концов, их нечестность приводит к тому, что один погибает от руки другого, а второй живёт долгую одинокую жизнь, умирая в страшном новом времени. И эта же ложь стала причиной смерти всех близких людей Уортропа.

Автор сразу даёт нам понять, что Уилл Генри — рассказчик ненадёжный. И чем старше он становится, тем изощрённее методы, которые он применяет. Что ещё могло вырасти у нечуткого взрослого, показавшего мир монстрологии двенадцатилетнему ребёнку? Зверёныш, подкормленный сказками психопата (Джона Кернса). Уортроп догадывается о методах подопечного, но предпочитает не знать о них, а Уилл предпочитает не говорить. Обоюдное избегание проблем приводит к тому, что под угрозой оказываются не только они оба, но и вся монстрология.

Янси воссоздал дух викторианского ужаса в Новой Англии, подарил читателю чудовищ, главными из которых, конечно, являются антропафаги. Их образ получился ярким и ужасающим. Чего только стоит сцена на кладбище с разрыванием трупа девушки и её белого савана. Вообще Янси сильно манипулирует чувствами читателя. Сначала он долго и со смаком облизывает что-то, а в следующий момент это «что-то» уничтожается самым чудовищным образом. В «Проклятии Вендиго» Пеллинор и Уильям отправляются на поиски его друга Джона Чанлера по просьбе его жены (Мюриэл Чанлер) и когда-то невесты самого Пеллинора. Надо ли говорить, насколько тяжёлым должен был быть сам поход эмоционально? Но он был невыносимым и физически. Голодные, замёрзшие и напуганные найденным изуродованным трупом, они едва унесли ноги, выкрав Чанлера у племени. В конце концов, Пеллинор и Уилл Генри потеряли своего проводника и потерялись сами. Доктор Уортроп остался в глухом лесу с ребёнком и умирающим другом. Обессиленный и голодный, преследуемый чудовищем леса, Уортроп выносит на себе и Джона Чанлера, и Уилла Генри. И всё это для того, чтобы потерять семью Чанлер. Говоря потерять, я не имею в виду драматический конец, нет. В случае с Янси, потерять, значит, умереть ужасной смертью. Автору особенно хорошо удаются омерзительные подробности о разложении и смерти. Он смакует каждую из них. Не нужно обладать фантазией, чтобы представить описанное. Оно более чем натуралистично.

Несмотря на обилие отличных экшен-сцен, детектива и ужаса, это всё-таки роман-размышление. И чем дальше мы уходим от начала, тем больше автор углубляется в себя самого. Последняя книга называется «Ступени, ведущие в бездну». В отличие от предыдущих названий серии, это не имеет конкретного места или явления. Это то, что происходит с главными героями, момент их падения и смерти. Уортроп спас своё чудовище, заточил его и похоронил вместе с собой, потому что оно было последним в своём роде. А Пеллинор был достаточно страстен и безумен, чтобы не суметь ни отдать монстра, ни убить его. Уилл Генри бросил наставника, потому что больше не нуждался в нём, не нуждался в порицании, оскорблениях и даже в той доли человеческой привязанности, что Пеллинор иногда позволял себе в отношении подопечного. Уилл обрёк себя на судьбу Джона Кернса. Это становится ясно ещё в третьей книге, когда убив двоих, Уилл Генри размышляет над словами Уортропа и выносит из этого свой вердикт: «Мир был не круглый, понял я. Мир был плоский»

В их последнюю встречу, Уилл думает, что общество Пеллинора ему невыносимо, потому что оба они говорят друг другу одну лишь ложь. И всё-таки он находит в себе место для жалости и милосердия: «Творец даёт прощение своей твари, а тварь отпускает грехи творцу. Прощение существует. Как существует справедливость. И милосердие».

Четвёртый роман получился коротким и рваным. Время перескакивает из будущего в прошлое и обратно. Мысли рассказчика обрывочны, словно разум престарелого мистера Генри борется с лихорадкой. Он то вспоминает родителей, то знакомство с доктором, то поиски монстра, а то вновь обращается к последней встречи с Пеллинором. Смерть Уилла Генри, которая случилась уже в новом времени, произошедшая до первой книги, наконец, обретает свою драматичность.

Источник: http://litclubbs.ru/posts/3171-a-samye-strashnye-iz-vseh-chudovisch-lyudi.html

Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала.

Литературные дуэли на "Бумажном слоне": битвы между писателями каждую неделю!