Хотели бы мы или нет, но информационные технологии в целом, и компьютерные игры в частности, все глубже входят в наше сознание, формируя определенные представления по различным вопросам, в том числе и в области истории. И вот уже человек, начинает постигать историю мира, страны, или какое то сферы деятельности через призмы той информации, которую ему предоставляет та или иная игровая реальность. В настоящее время, почти около десятка лет, мальчишки и взрослые люди изучают танки, самолеты, корабли на пример серии игр одной из крупных компаний. И в определенной степени это не плохо, так как без подобных игр мало бы кто мог бы знать о том разнообразии боевых единиц и "бумажных" проектов, которые когда то были созданы.
В своей статье, я бы хотел отметить одну из боевых единиц, о существовании проекта которой в свое время знали только истинные фанаты истории военно-морского флота. И этой боевой единицей является линейные корабль российского флота «Князь Суворов» (ветка развития русских/советских линкоров World of Warships). Возможно его предшественника - эскадренный броненосец "Князь Суворов" (тип "Бородино") более известен широкой публике, так как он был флагманом русской 2 Тихоокеанской эскадры, которая почти в полном составе была уничтожена в Цусимском бою в годы русско-японской войны. Но чуть позже в конце первого десятилетия ХХ века появилась возможность вновь иметь в составе русского флота корабль с таким именем. Сразу скажу, мы не имеем данных о том, могли проектируемый корабль иметь такое наименование, но как говорится, в игре все возможно, и разработчики игры сделали такой выбор. Давайте вспомним как все это было.
Забегая вперед сразу скажу, «Князь Суворов» не был построен - это проект линейного корабля, представленный Объединением «Новое судостроение» под руководством Дмитрия Васильевича Скворцова в 1906-1907 годах. Новый корабль так же не является проектом броненосца, составленным Скворцовым по заданию великого князя Александра Михайловича и представленным Морскому техническому комитету в январе 1900 года. Хотя история тонкой нитью пересекла их судьбы, путать эти проекты кораблей не стоит, но об этом по порядку.
Идея постройки однокалиберного линкора для российского флота «зародилась» еще в далеком мае 1880 года, когда Морской технический комитет предложил к разработке проект броненосца в 11 200 т с восемью 305-мм орудиями и бронированием пояса толщиной в 610 мм! Данный проект в то время превосходил по тактико-техническим характеристикам как наиболее мощного итальянского броненосца «Дуилио» (водоизмещение 10 650 т, бронирование пояса 550 мм, четыре 450-мм орудия), так и наиболее «толстого» новейшего британского броненосца «Инфлексибл» (водоизмещение 10 880 т, бронирование пояса 610 мм, четыре 406-мм орудия). Однако стоимость спроектированного корабля составляла огромную по тем временам сумму - порядка 8 354 тыс. руб., поэтому проект «прикрыли».
Осенью 1882 года во время работы над проектом броненосца для Черного моря, лейтенант Рассказов предложил добавить в проект броненосца «Екатерина II» четвертую двухорудийную установку 305-мм орудий и превратить корабль в четырехбашенный с двумя установками на каждом борту. Еще более смелый проект был предложен Степановым в 1884 году – расположение по диаметральной плоскости четырех парных 305-мм барбетных установок, что позволяло делать бортовой залп из всех главных орудий. Так что не только британскому адмиралу Фишеру и итальянскому В.Куниберти приходили мысли о «корабле с большими пушками». Примечательно то, что тогда твердо полагали, что война будет идти с англичанами в узких проливах (особенно на Черном море, за Борфор), а также флот обязательно будет принимать участие в бомбардировке береговых укреплений, соответственно новые кораблям следует обеспечить наиболее сильный носовой залп.
Но в конце XIX века эти идеи не нашли массового воплощения в металле, в первую очередь потому, что существующие технологии были не в состоянии обеспечить крупнокалиберным орудиями высокую скорострельность. Более того, часто 305-мм орудия считались чуть ли не «вспомогательным» калибром, что неудивительно, ведь время ее заряжания составляло до 15-20 минут. В то время приоритет был выставлен на скорострельные орудия меньшего калибра, высокая эффетктивность которых была доказана в испано-американской и японо-китайской войнах. Соответственно все предложенные проекты так и остались нереализованными.
Следующий «звоночек» о возврате к единому главному калибру прозвучал уже после японо-китайской войны 1894-1895 годов. Великий князь Александр Михайлович поручил Главному Корабельному инженеру Санкт-Петербургского порта Дмитрию Васильевичу Скворцову составить проект броненосца, исходя из опыта войны, но здесь опять акцент был сделан именно на использование преимуществ скорострельной артиллерии.
Новый корабль имел водоизмещение 14 000 т, скорость составляла 19 узлов, а артиллерия главного калибра была представлена шестнадцатью 203-мм пушками в восьми башнях – по две в оконечностях, и по две – по бортам. Дополнительно предусматривалось четыре 152-мм, шестнадцать 75-мм, четырнадцать 47-мм пушек и четыре пулемета. Данный проект был рассмотрен МТК в 1900 году. Справедливости ради хочется заметить, что летом 1907 года по похожей схеме расположения орудий главного калибра были заложены четыре дредноута типа «Нассау», разница была лишь в калибре – у немцев стояли 280-мм пушки, и башен было только шесть.
Но вернемся к нашему «Великому Князю». Представленный в январе и апреле 1900 года проект вызвал много споров среди русских адмиралов. Одни говорили о преимуществе однородной артиллерии 152-мм калибра, кто-то хотел заменить 203-мм в оконечностях на 305-мм, спорили о необходимости единого 203-мм калибра и совмещении 305-мм и 152-мм пушек. Сомнение вызывало целесообразность постройки всего одного корабля, а не серии. Не добились даже согласия по весовым характеристикам корабельных котлов. Конец спорам положило сообщение Главного управления кораблестроения и снабжений о том, что данный броненосец может быть построен только взамен одного из броненосцев типа «Бородино», которые уже строились на Балтийском заводе. Пришлось бы отменять заказы и ущерб для казны был бы колоссальным. В итоге проект был окончательно отвергнут, и решили продолжить постройку «классических» броненосцев типа «Бородино» (четыре 305-мм орудия и двенадцать 152-мм орудий).
Окончание русско-японской войны привнесло новые идеи и практические решения в проект будущего линкора. Основной вывод заключался в том, что корабль должен нести как можно больше тяжелых орудий и обладать возможно более высокой скоростью, и это уже не подлежало сомнениям. Более того в русском Морском генеральном штабе росла уверенность в важности бортового залпа всеми орудиями главного калибра. Для этого артиллерия должна была быть расположена в диаметральной плоскости, а башни было признано целесообразным иметь на одной высоте.
Объединение «Новое судостроение», включавшее в 1905–1909 годах принадлежавшие Морскому министерству петербургские судостроительные предприятия (кроме Балтийского завода), под руководством Д.В. Скворцова подготовило в этот период целую серию подобных проектов линкоров-дредноутов. И одним из них стал Проект линейного корабля водоизмещением в 19 900 т, с десятью 305-мм орудиями и четырнадцатью 120-мм орудиями, представленный 21 июня 1907 года. Именно данный проект стал прототипом и был воплощен разработчиками World of Warships в виде линкора «Князь Суворов».
Так почему же проект не пошел в серийное производство? В июне 1907 года от военно-морского агента в Германии было получено донесение, что германский флот планирует к постройке дредноуты с шестнадцатью 305-мм орудиями, причем двенадцать из них будут размещены в трехорудийных башнях. Конечно впоследствии данный факт не подтвердился, но копия донесения было передана в Морской технический комитет с поручением узнать насколько выгодны в отношении веса такие установки и другие преимущества данного решения. В августе по расчетам МТК трехорудийная установка давала экономию в 15% веса на орудие, что повлекло за собой разработку проекта башни и линкора на его основе. Но, пожалуй, главной причиной стала двухлетняя отсрочка, вызванная разработкой финансовой судостроительной программы, нацеленной на восстановление и развитие флота после Русско-Японской войны. Эти два года Морской генеральный штаб с пользой потратил на совершенствовании конструкции будущего линкора-дредноута, что увенчалось в 1909 году закладкой четырех кораблей типа «Севастополь» (двенадцать 305-мм орудий в 4х трехорудийных башнях и шестнадцать 120-мм орудий).
В итоге проект линкора инженера Д.В.Скворцова так и остался проектом, и был "оживлен" в игровых реалиях для игровых боев. Кто играет в эту игру - удачи в бою.
Список используемой литературы:
Виноградов С. Е. Последние исполины Российского Императорского флота. — Санкт-Петербург: Галея Принт, 1999.
Мельников Р. М. Линейный корабль «Андрей Первозванный» (1906-1925). — Санкт-Петербург: Издание альманаха Корабли и сражения, 2003.
Широкорад А. Б. Несостоявшийся император. Александр Михайлович. — Москва: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008.