Время Габдуллы Тукая - конец XIX - начало XX века - эпоха глобальных преобразований. Прежде всего, это грандиозный научно-технический прогресс. Это сегодня телефоны и поезда кажутся нам обычными явлениями, как будто они были всегда. А как себя чувствовал человек ХIХ века? Ведь впечатления от технических новшеств у него были очень сильными. И это даже невозможно сравнить с эмоциями современного человека, столкнувшегося относительно недавно (по историческим меркам) с интернетом и смартфонами.
Рассуждая о стремительном развитии новых технологий, немецкий социолог Макс Вебер говорил о накрывшем людей его эпохи «стальном панцире», «который в наше время подвергает неодолимому принуждению каждого отдельного человека».
Действительно, Габдулла Тукай был человеком новой эпохи, той, где невероятно увеличились темпы жизни. Люди передвигались на новых видах транспорта, могли передавать информацию по телеграфу, телефону, было еще множество нововведений в жизни человечества, которые изменили его облик.
Телефонная связь в Казани появилась в 1876 году, за десять лет до рождения Тукая, но и в 1886 году в городе было всего 16 абонентов. Предприниматели телефонной линией обычно соединяли свой дом и контору.
Например, такая телефонная сеть была у купца Ахметзяна Сайдашева. Кстати, Ахметзян-бай сравнивал телеграфные сообщения и телефонные сигналы с нервными импульсами. Именно так он рассуждал о нервной системе человека.
Прогрессивность татарского купца налицо. А ведь в это время не все решались на такой смелый шаг. Мало того, что дорого, некоторые люди еще и просто боялись телефонов.
В конце XIX века у некоторых несчастных случались даже психические расстройства, их сознание просто отказывалось принимать нагрянувшие технические перемены. Например, в газете «Казанский биржевой листок» в 1887 году появилась заметка о нескольких жителях западных губерний России, которые после проведения телефона начали страдать телефоно-боязнью. Им казалось, что телефонный аппарат преследует везде их, и кто-то постоянно с ними разговаривает
Интересно, что в татарской литературе и публицистике начала XX века нет наблюдений по поводу реакции людей на новшество. Лишь в романе Ризаэтдина Фахретдина, опубликованном в 1898 году, приводится телефонный диалог двух влюбленных.
В мемуарах первой татарской актрисы Сахипджамал Гиззатуллиной-Волжской содержится небольшой эпизод о том, как артисты труппы "Сайяр" нередко разыгрывали её по телефону, меняя голос.
Таким же шутником был и поэт Габдулла Тукай. Он любил декламировать свои стихи по телефону .
Конечно, к тому времени телефоны уже встречались гораздо чаще. Например, и в Оренбургском магометанском духовном собрании (казыи и муллы всегда были на связи!), и в знаменитой мусульманской гостинице купцов Хусаиновых на Нижегородской ярмарке (татарские баи тоже всегда были на связи) и других местах. Прогресс неминуемо накрывал всех своим "стальным панцирем".