Найти тему
Лилия Габдрафикова

Боялись ли татары телефона? И как себя повел Тукай?

Время Габдуллы Тукая - конец XIX - начало XX века - эпоха глобальных преобразований. Прежде всего, это грандиозный научно-технический прогресс. Это сегодня телефоны и поезда кажутся нам обычными явлениями, как будто они были всегда. А как себя чувствовал человек ХIХ века? Ведь впечатления от технических новшеств у него были очень сильными. И это даже невозможно сравнить с эмоциями современного человека, столкнувшегося относительно недавно (по историческим меркам) с интернетом и смартфонами.

Рассуждая о стремительном развитии новых технологий, немецкий социолог Макс Вебер говорил о накрывшем людей его эпохи «стальном панцире», «который в наше время подвергает неодолимому принуждению каждого отдельного человека».

Габдулла Тукай.  Этот портрет висит в Институте истории им. Ш.Марджани и кочует вместе с ним на протяжении двадцати лет.  Фото: мое
Габдулла Тукай. Этот портрет висит в Институте истории им. Ш.Марджани и кочует вместе с ним на протяжении двадцати лет. Фото: мое

Действительно, Габдулла Тукай был человеком новой эпохи, той, где невероятно увеличились темпы жизни. Люди передвигались на новых видах транспорта, могли передавать информацию по телеграфу, телефону, было еще множество нововведений в жизни человечества, которые изменили его облик.

Телефонная связь в Казани появилась в 1876 году, за десять лет до рождения Тукая, но и в 1886 году в городе было всего 16 абонентов. Предприниматели телефонной линией обычно соединяли свой дом и контору.
Например, такая телефонная сеть была у купца Ахметзяна Сайдашева. Кстати, Ахметзян-бай сравнивал телеграфные сообщения и телефонные сигналы с нервными импульсами. Именно так он рассуждал о нервной системе человека.

Прогрессивность татарского купца налицо. А ведь в это время не все решались на такой смелый шаг. Мало того, что дорого, некоторые люди еще и просто боялись телефонов.

В конце XIX века у некоторых несчастных случались даже психические расстройства, их сознание просто отказывалось принимать нагрянувшие технические перемены. Например, в газете «Казанский биржевой листок» в 1887 году появилась заметка о нескольких жителях западных губерний России, которые после проведения телефона начали страдать телефоно-боязнью. Им казалось, что телефонный аппарат преследует везде их, и кто-то постоянно с ними разговаривает

Интересно, что в татарской литературе и публицистике начала XX века нет наблюдений по поводу реакции людей на новшество. Лишь в романе Ризаэтдина Фахретдина, опубликованном в 1898 году, приводится телефонный диалог двух влюбленных.

В мемуарах первой татарской актрисы Сахипджамал Гиззатуллиной-Волжской содержится небольшой эпизод о том, как артисты труппы "Сайяр" нередко разыгрывали её по телефону, меняя голос.

Таким же шутником был и поэт Габдулла Тукай. Он любил декламировать свои стихи по телефону .

Конечно, к тому времени телефоны уже встречались гораздо чаще. Например, и в Оренбургском магометанском духовном собрании (казыи и муллы всегда были на связи!), и в знаменитой мусульманской гостинице купцов Хусаиновых на Нижегородской ярмарке (татарские баи тоже всегда были на связи) и других местах. Прогресс неминуемо накрывал всех своим "стальным панцирем".