Знакомство – один из самых психологически важных аспектов любого собеседования при трудоустройстве, причем как для кандидата, так и для работодателя. Несмотря на то, что оно одинаково значимо для обоих сторон процесса, цели для каждой из сторон всегда несколько отличаются.
Для работодателя – необходимо как можно более объективно оценить компетентность и возможности кандидата, взвесить возможные факторы риска (если таковые имеются).
Для соискателя – в выгодном свете представить себя работодателю, заинтересовать его своей кандидатурой, профессиональной подготовкой, уникальными личностными особенностями и т.п.
Собеседование всегда начинается со знакомства с соискателем. Сначала работодатель представляется сам и коротко представляет ту организацию, где открыта вакансия, а затем переходит к самому соискателю.
Здесь и далее будет идти речь исключительно об очном собеседовании (у телефонного интервью есть свои значимые особенности)
Широко распространенный прием начала знакомства – просьба работодателя рассказать о себе. Почему именно так происходит? И что за этим стоит?
1.1. Работодатель перегружен информацией о соискателях и уже смог запамятовать, что изложено в резюме.*
1.2. Рекрутер хочет частично освободить себя от бремени ведения беседы и перекладывает изложение информации на соискателя с надежной на то, что тот сам озвучит интересующие детали.*
1.3. Рекрутер надеется на то, что «самопрезентация» раскроет «сильные» и «слабые» профессиональные и личностные качества кандидата.*
* данные получены по результатам проведенного в 2019 году анонимного опроса рекрутеров со стажем работы по специальности более 1 года. В опросе участвовало 55 респондентов, занятых как в кадровых агентствах, так у прямого работодателя.
В связи с этим на кандидата возлагается большая ответственность за подготовку к самопрезентации, поскольку:
- Кандидат не знает, что на самом деле интересует рекрутера (его «особый фокус внимания»)
- Кандидат не знает, насколько детализированное изложение событий от него ждут.
- Кандидат не знает, как правильно обозначить точки перехода из компании в компанию, стоит ли ему раскрывать все «обстоятельства дела».
Проведенные исследования того, что в первую очередь интересует рекрутера и непосредственно работодателя в самопрезентации кандидата, позволили выделить общие черты, применительно к большинству соискателей.
Что ожидает обнаружить рекрутер и работодатель, слушая рассказ кандидата о себе:
- «Понятную» карьерную линию.
- Логические точки перехода с одного места на другое.
- Наличие выраженных мотивов профессионального развития.
- Подтверждение актуального опыта реперными точками (достоверное участие в общеизвестных корпоративных проектах, реальные заслуги в трудовой деятельности (цифры, факты, результаты).
- Демонстрация активной жизненной позиции, позволяющей рассматривать кандидата как энергичного претендента на занимаемую должность.
- Лояльность к политикам и процедурам компании (соответствие сложившемуся «микроклимату»), принятие корпоративных стандартов и кодекса поведения.
В связи с этим для создания благоприятного впечатления о кандидате, рекомендуется следовать простым правилам.
Что рекомендуется делать соискателю:
- Если карьерная линия является продолжением полученного основного образования – целесообразно начать именно с окончания учебного заведения.
- Если карьерная линия идет иным путем – сделать акцент на широком практическом опыте (который интересует работодателя) и начать повествование с тех мест работы, где этот опыт приобретался (или начал приобретаться).
- Переходы с одного места работы должны быть логически обоснованы, особенно если время занятости в той или иной компании менее полугода.
- Завершая повествование по каждой из компании, где приходилось работать, важно отметить какие особые навыки вы сумели там приобрести, что дала вам та или иная компания.
- Если считаете нужным сообщить сведения о прежних работодателях, ограничьтесь изложением области деятельности компании, отметьте отличительные особенности организации (если таковые имеются).
- Повествование о трудовом опыте – это не просто изложение хронологического времени. Оно не должно проходить монотонно. Сделайте смысловые акценты на последние 3-4 года своей работы. Степень актуальности трудовых навыков очень важна! Будьте в тренде!
- Выстраивайте повествование о себе исходя из профиля вакансии. Рекрутер очень часто осуществляет подбор кандидатов исходя из принципа подобия. Будет ошибкой соискателя акцентировать все внимание, допустим, на уникальном опыте работы в маленькой семейной фирме в случае, если речь идет о работе в крупном многопрофильном холдинге (и наоборот).
- Делая акцент на активной жизненной позиции, следует затронуть тему о том, как вы видите свои карьерные цели, что для вас является мотивом труда. Однобокость мотивов кандидата и его бескомпромиссность очень сильно настораживают рекрутера.
- Обратите внимание на время рассказа о себе. У соискателя от силы 7-10 минут, чтобы эффективно презентовать себя. Помните, что основная часть информации о работе по данной должности будет обсуждаться в последующей части собеседования. Оставьте время на ключевые вопросы!
- Особое внимание следует обратить на свое умение быстро адаптироваться к новым условиям труда.
Подготовка к прохождению собеседования – очень важный компонент любого успешного трудоустройства. Не стоит полагаться на импровизацию, заранее подготовьте линию своего рассказа о себе, это обязательно принесет положительные результаты.
Всем удачи и добра!
Автор статьи: Сипягин Дмитрий, кандидат психологических наук
Приглашаю Вас на психологические консультации, коучинг, психотерапию (онлайн): http://besthelp.tilda.ws
dm.izv@yandex.ru