Найти в Дзене

Собеседование: что скрывается за вопросом «расскажите о себе?»

Правильно стройте самопрезентацию
Правильно стройте самопрезентацию

Знакомство – один из самых психологически важных аспектов любого собеседования при трудоустройстве, причем как для кандидата, так и для работодателя. Несмотря на то, что оно одинаково значимо для обоих сторон процесса, цели для каждой из сторон всегда несколько отличаются.

-2

Для работодателя – необходимо как можно более объективно оценить компетентность и возможности кандидата, взвесить возможные факторы риска (если таковые имеются).

Для соискателя – в выгодном свете представить себя работодателю, заинтересовать его своей кандидатурой, профессиональной подготовкой, уникальными личностными особенностями и т.п.

Собеседование всегда начинается со знакомства с соискателем. Сначала работодатель представляется сам и коротко представляет ту организацию, где открыта вакансия, а затем переходит к самому соискателю.

Здесь и далее будет идти речь исключительно об очном собеседовании (у телефонного интервью есть свои значимые особенности)

Широко распространенный прием начала знакомства – просьба работодателя рассказать о себе. Почему именно так происходит? И что за этим стоит?

1.1. Работодатель перегружен информацией о соискателях и уже смог запамятовать, что изложено в резюме.*

1.2. Рекрутер хочет частично освободить себя от бремени ведения беседы и перекладывает изложение информации на соискателя с надежной на то, что тот сам озвучит интересующие детали.*

1.3. Рекрутер надеется на то, что «самопрезентация» раскроет «сильные» и «слабые» профессиональные и личностные качества кандидата.*

* данные получены по результатам проведенного в 2019 году анонимного опроса рекрутеров со стажем работы по специальности более 1 года. В опросе участвовало 55 респондентов, занятых как в кадровых агентствах, так у прямого работодателя.

В связи с этим на кандидата возлагается большая ответственность за подготовку к самопрезентации, поскольку:

  1. Кандидат не знает, что на самом деле интересует рекрутера (его «особый фокус внимания»)
  2. Кандидат не знает, насколько детализированное изложение событий от него ждут.
  3. Кандидат не знает, как правильно обозначить точки перехода из компании в компанию, стоит ли ему раскрывать все «обстоятельства дела».

Проведенные исследования того, что в первую очередь интересует рекрутера и непосредственно работодателя в самопрезентации кандидата, позволили выделить общие черты, применительно к большинству соискателей.

Изображение из открытых источников Интернета
Изображение из открытых источников Интернета

Что ожидает обнаружить рекрутер и работодатель, слушая рассказ кандидата о себе:

  • «Понятную» карьерную линию.
  • Логические точки перехода с одного места на другое.
  • Наличие выраженных мотивов профессионального развития.
  • Подтверждение актуального опыта реперными точками (достоверное участие в общеизвестных корпоративных проектах, реальные заслуги в трудовой деятельности (цифры, факты, результаты).
  • Демонстрация активной жизненной позиции, позволяющей рассматривать кандидата как энергичного претендента на занимаемую должность.
  • Лояльность к политикам и процедурам компании (соответствие сложившемуся «микроклимату»), принятие корпоративных стандартов и кодекса поведения.

В связи с этим для создания благоприятного впечатления о кандидате, рекомендуется следовать простым правилам.

Что рекомендуется делать соискателю:

  1. Если карьерная линия является продолжением полученного основного образования – целесообразно начать именно с окончания учебного заведения.
  2. Если карьерная линия идет иным путем – сделать акцент на широком практическом опыте (который интересует работодателя) и начать повествование с тех мест работы, где этот опыт приобретался (или начал приобретаться).
  3. Переходы с одного места работы должны быть логически обоснованы, особенно если время занятости в той или иной компании менее полугода.
  4. Завершая повествование по каждой из компании, где приходилось работать, важно отметить какие особые навыки вы сумели там приобрести, что дала вам та или иная компания.
  5. Если считаете нужным сообщить сведения о прежних работодателях, ограничьтесь изложением области деятельности компании, отметьте отличительные особенности организации (если таковые имеются).
  6. Повествование о трудовом опыте – это не просто изложение хронологического времени. Оно не должно проходить монотонно. Сделайте смысловые акценты на последние 3-4 года своей работы. Степень актуальности трудовых навыков очень важна! Будьте в тренде!
  7. Выстраивайте повествование о себе исходя из профиля вакансии. Рекрутер очень часто осуществляет подбор кандидатов исходя из принципа подобия. Будет ошибкой соискателя акцентировать все внимание, допустим, на уникальном опыте работы в маленькой семейной фирме в случае, если речь идет о работе в крупном многопрофильном холдинге (и наоборот).
  8. Делая акцент на активной жизненной позиции, следует затронуть тему о том, как вы видите свои карьерные цели, что для вас является мотивом труда. Однобокость мотивов кандидата и его бескомпромиссность очень сильно настораживают рекрутера.
  9. Обратите внимание на время рассказа о себе. У соискателя от силы 7-10 минут, чтобы эффективно презентовать себя. Помните, что основная часть информации о работе по данной должности будет обсуждаться в последующей части собеседования. Оставьте время на ключевые вопросы!
  10. Особое внимание следует обратить на свое умение быстро адаптироваться к новым условиям труда.

Подготовка к прохождению собеседования – очень важный компонент любого успешного трудоустройства. Не стоит полагаться на импровизацию, заранее подготовьте линию своего рассказа о себе, это обязательно принесет положительные результаты.

Всем удачи и добра!

Автор статьи: Сипягин Дмитрий, кандидат психологических наук

Приглашаю Вас на психологические консультации, коучинг, психотерапию (онлайн): http://besthelp.tilda.ws

dm.izv@yandex.ru