Найти в Дзене
Литература и история

Жорж Санд: святая и бессмертная

Она была явлением для своего времени и остаётся им и сейчас. Тургенев говорил о ней как об «одной из наших святых». По мнению Чернышевского, она «имела на развитие литературное и общественное более влияния, нежели какой бы то ни было поэт со времён Байрона».

«Я оплакиваю умершую и приветствую бессмертную», —

сказал Гюго после её смерти, считая Жорж Санд гордостью своей страны.

История жизни Амандины Авроры Люсиль Дюпен, а именно таково настоящее имя знаменитой французской писательницы, удивительна и порою мистична. Начать хотя бы с того, что в обычных условиях её родители вряд ли когда-нибудь встретились, а если и встретились бы, то ничего серьёзного из этого не вышло бы.

Отец, Морис Дюпен, принадлежал к знатной фамилии, одним из его предков был незаконнорождённый сын польского короля Августа Саксонского. Мать, Антуанетта-Софи-Виктория Делаборд, была простой цыганкой, которая зарабатывала на жизнь танцами и игрой в театре. Казалось бы, их связь вряд ли может вылиться в серьёзные отношения, тем не менее они поженились.

Мать Мориса, Мария-Аврора Саксонская, госпожа Дюпен, категорически не одобрила этот брак, но рождение малышки немного смягчило её сердце. Да, собственно, и с рождением будущей писательницы связана семейная легенда.

Антуанетта-Софи-Виктория была уже на последних днях беременности, когда 1 июля 1804 года Морис решил порадовать жену игрой на скрипке. Он наигрывал что-то очень весёлое, так что супруга, вспомнив прошлое, пустилась в пляс. А уже через несколько минут так же легко и непринуждённо родила дочь. Говорят, что кто-то из родных заметил о малышке: «Она вырастет в удивительную женщину…» И оказался прав.

Когда Авроре было четыре, отец погиб в результате несчастного случая. Мать и бабушка общего языка не нашли, и Антуанетта-Софи-Виктория, чтобы не лишать дочь наследства, оставила её на попечение госпожи Дюпен, а сама отправилась в Париж.

Вместе с Марией-Авророй Саксонской девочка жила в поместье Ноан-Вик: бабушка занималась воспитанием и образованием будущей писательницы, прививая ей любовь к искусству. Когда же та в подростковом возрасте начала бунтовать, госпожа Дюпен отправила её в монастырь, где Авроре привили хорошие манеры, благодаря которым в дальнейшем все её экстравагантные выходки выглядели легко и изящно.

Когда бабушка умерла, Аврора осталась единственной полноправной владелицей усадьбы и небольшого состояния. Вмиг выстроилась очередь из женихов, и девушка выбрала Казимира Дюдевана, внебрачного сына барона. По сути, он был неплохим человеком, Аврора родила ему двоих детей, однако считала его приземлённым. Действительно, он хоть и не препятствовал, но совсем не понимал её внезапных порывов.

Утешение она нашла в Орельене де Сез, которому можно было кружить голову и писать романтичные письма. Однако этот роман был исключительно платоническим, чего не скажешь об отношениях с Жюлем Сандо.

Этот красивый молодой писатель, за которым она уехала в Париж, оставив мужа с сыном и дочерью, стал для неё проводником в литературу. Вместе они написали роман «Роз и Бланш», который критика встретила достаточно тепло.

Начав писать по необходимости — надо было зарабатывать на жизнь, — Аврора вскоре почувствовала в этом своё призвание. Однако Жюль, уже порядком надоевший Авроре, отказался последующие и уже самостоятельные её произведения подписывать своим именем. Тогда-то и появился Жорж Санд. А Аврора переоделась в мужской костюм и серую шляпу.

Жорж Санд в мужском костюме. Фото из Интернета
Жорж Санд в мужском костюме. Фото из Интернета

Она пишет по роману в год («Индиана», «Лелия», «Жак»), и вскоре тайна её псевдонима раскрывается. Тем не менее это лишь подстёгивает интерес к её произведениям, в которых жёны идут наперекор мужьям, а узы брака уже не считаются такими священными.

При этом Аврора перестаёт скрывать и свою личную жизнь. В обществе широко обсуждаются её романы не только с Жюлем Сандо, но и с Альфредом де Мюссе, Ференцем Листом и Фредериком Шопеном.

Жорж Санд и Фредерик Шопен. Эжен Делакруа, 1838 год
Жорж Санд и Фредерик Шопен. Эжен Делакруа, 1838 год

С одной стороны, её осуждают, но с другой, завидуют: она нарушает все условности, но она свободна и независима, да к тому же борется с социальным неравенством.

Перу Жорж Санд принадлежат не только произведения в созданном ею жанре — романтический психологический роман, — но и статьи, очерки, пьесы и воспоминания.

Последние годы писательница провела в своей усадьбе Ноан-Вик в окружении семьи и друзей. Меньше месяца она не дожила до 72-летия и была похоронена здесь же, в родном поместье.

👉 При подготовке материала использованы фотографии и информация из открытых источников в Интернете👈
Статья не является научным исследованием. Автор оставляет за собой право модерации комментариев.
По вопросам сотрудничества, издания книг и размещения рекламы обращайтесь на эл. почту izdat@soyuz-pisatelei.ru
Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌

Читайте также: 👇👇👇

Людвиг ван Бетховен: он заставил мир говорить о себе

Есенин и Дункан: что стояло за свадьбой века

Шарлотта Бронте: щедрый дар короткой жизни