Найти в Дзене
Фильмокнижие

Загадка "Весенней пиковой дамы" Арсения Тарковского

Что такое счастье? Как происходит чудо стихосложения? Что меняет минута вдохновения в душе личности? Эти вопросы, словно волны, набегают на читателя, когда он открывает поэтический текст? А если это стихотворение Арсения Тарковского, то вопросов может быть еще больше, ведь за неспешным ритмом его разговора с читателем вечные образы и смелые краски.

«Весенняя пиковая дама»… Уже в самом названии есть тайна.

Пиковая дама – символ прошлого, загадки, которую стоит разгадать герою. Это зло, искушающее грешную душу, недоброжелательность, страх, сковывающий сердце. Почему же пиковая дама весенняя? Ведь весна – время юности, расцвета, вдохновения, пробуждения всех жизненных сил.

С этого оксюморона начинается стихотворение, живое и страстное.

«Зимний Германн» - это не пушкинский герой, а герой поэмы Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка». В ней поэт, обличая нравы современного общества, провозглашает свободу творчества. Он едет во Францию, мечтая, что там

Над буйным пламенем строф
Не властен никто во вселенной.

Именно об оттепели свободы мечтает лирический герой Арсения Тарковского. В современном литературном мире он неугодная фигура, так как «играет без правил, как в неравном бою».

Весна – это пробуждение сознания, «оттепель», когда «воробьиным обвалом» вливаются в русскую литературу строки, которые раньше не могли быть опубликованы. Они находят своего читателя, вселяют в души людей обновление и надежду.

Арсений Тарковский
Арсений Тарковский

Их свежее мощное звучание рушит «лед-громовержцев» советской агитационной поэзии. Поэт-шестидесятники, «хмелея от азарта», собирают стадионы своих читателей, они экспериментируют с ритмами, темами, образами, зовут к свободе самовыражения. Вот почему лирический герой чувствует такой эмоциональный подъем и веру в будущее. Он всматривается в лица современников и готов к диалогу:

Тридцать первое марта
Карты сами сдаем.
Снега черная карта
Бита красным тузом.

«Земле – земное» (1966) и «Вестник» (1969) – сборники, которые откроют имя Арсения Тарковского читателю, это его козырные карты. Лирический герой Тарковского преодолел мрачное прошлое, ускользнул от пиковой дамы цензуры, хотя долгие годы мог кормиться только переводами, его крылатые стихотворения подняли русскую поэзию на новую высоту.

В «Благословенном свете» Тарковский признается:

Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.

Из этих простых слов-камешков он создал уникальные мозаичные образы, полные света и звука. А рассматривать эти узоры, по-моему, увлекательно.

Какое настроение вызывает у вас стихотворение Арсения Тарковского «Весенняя пиковая дама»?