Здравствуйте, уважаемые мои читатели! Во первых строках моего письма напоминаю, что во вчерашнем письме о встрече с Алисой Фрейндлих (здесь) я писал об актрисах, которые завистливо жаловались, что в театре есть и другие актрисы, но особого внимания прессы они не удостаиваются. И сказал, что часто возвращался к этой мысли. Это правда. Дело в том, что здесь целый клубок объективных и субъективных обстоятельств, которые реально неблаготворно действуют на актёрские судьбы. Ну, раз уж началось с с актрис Ленкома тогдашних гастролей, посмотрим, что было в тогдашнем репертуаре театра. "Варшавская мелодия" Л.Зорина, "Человек со стороны" И. Дворецкого, "Укрощение строптивой В.Шекспира, "Таня" и "Мой бедный Марат" А. Арбузова. В "Варшавской мелодии" всего два персонажа Виктор и Геля. Театр работает на кассу. Режиссёр смотрит, кто из актёров сможет обеспечить наибольший успех спектаклю. И если в труппе есть актриса категории Фрейндлих, она и получит эту роль. Что значит категория? Любой актёр, даже самый великий, начинает свою актёрскую карьеру с крохотных, просто эпизодических ролей. Он набирает опыт, мастерство. Как в любом цеховом производстве он проходит все ступени посвящения: ученик-подмастерье-мастер.
Так вот. Первая проблема начинается с того, что женских ролей просто мало. В "Тане", кроме заглавной, есть Шаманова, но эта роль служебная . Она нужна для движения сюжета, но для сути конфликта безразличен её характер. Она просто вторая жена. Играть нечего. Есть ещё Дуся и хозяйка зимовья, это опять-таки чисто служебные эпизоды.Так что кто получит заглавную роль? В театре Ленсовета - Фрейндлих. В пьесе "Мой бедный Марат" - три персонажа; Леонидик, Марат и Лика. Кто Лика? Ясно, Фрейндлих. И не в том дело, что она жена режиссёра. Эти роли она получила бы, даже если б не была его женой. Это объективные обстоятельства. Конечно, можно сказать, что в этой объективности есть значительная доза субъектности, поскольку репертуар-то формируется прежде всего самим режиссёром. И он мог выбрать для постановки... Что?
В "Человеке со стороны" -роль Риммы и восемь чисто эпизодических персонажей с одной-двумя ситуативными репликами. В "Укрощении строптивой" - Катарина (полноценная роль), её сестра Бьянка да крохотные рольки трактирщицы и вдовы, на которой женится Гортензио. Недостаток женских ролей во всей мировой драматургии есть отражение объективной реальности человеческой истории. Я знаю только одно драматургическое произведение, в котором достаточно женских ролей - это "Лисистрата" Аристофана.
А женщины от природы более артистичны и склонны к лицедейству. Девочки с младенчества тяготеют к играм с куклой "в маму" (или им подсовывают эту игру родители), для девочки подражать маме проще, чем для мальчика подражать папе. Поэтому девочки начинают лицедействовать раньше. И растёт новое поколение будущих невостребованных актрис.
Результатом оказывается очень грустная ситуация, когда в театре есть актрисы, для которых годами не находится роли в новых постановках театра. Великая наша актриса Фаина Георгиевна Раневская в своих воспоминаниях постоянно обижалась на Юрия Завадского: за 31 год службы в театре Моссовета, она сыграла только 10 ролей.
Ах, почему я не драматург! Ведь есть ярчайший и острейший материал, порождённый жизнью. Феминизм - это актуальнейшее проявление современного лисистратизма. Здесь уйма сюжетов для всех жанров: и для трагедии, и для фарса, и для нежнейшей лирической комедии. И для оперы, и для оперетты. Всё есть. Жизненные сюжеты. Актёры, готовые их разыгрывать. Режиссёры, лезущие на стенки бессмысленных выпендров в поиске новизны впечатлений. И нет только драматургов, способных организовать весь этот буйный, животрепещущий материал в строгие рамки словесного диалога. Драматурги, где вы? Сегодня мир ожидает именно вас!
Вот так, друзья мои, мне видится решение проблем невостребованных актрис, запутавшихся в своих вытребеньках режиссёров и экспериментальных театральных проектов. В создании драматургических произведений на современные темы. Я бы, оказавшись на месте министра культуры, начал скромненько с объявления всероссийского конкурса на лучшую современную пьесу. А как вы думаете?