Есть такая штука - музыкальная ностальгия, когда вдруг нестерпимо хочется послушать песни молодости. Для меня это хулиганские мелодии группы "Сектор Газа", которые в детстве мы с пацанами слушали за гаражами.
Среди них есть знакомая многим композиция "Бомж", повествующая о нелёгкой жизни бездомных. Именно она навеяла меня взяться за статью о парижском бомже-качке, о котором я услышал несколько лет назад.
Мужчина с колоритной внешностью - 59-летний Жак Саяг, который уже не один десяток лет живёт на улице и там же тренируется.
По кривой дорожке
Во Франции имя Жак - одно из самых распространённых. Его часто используют как нарицательное, когда нужно подчеркнуть недалёкость и простоватость кого-либо. Русскоговорящие обязательно поймут, о чём речь, только у нас для этих целей есть имя Иван.
Первая часть истории Жака действительно звучит банально. С детства увлекался спортом, имел какие-то планы на жизнь, затем - алкоголь, наркотики, женщины лёгкого поведения и падение на самое дно.
Взгляните на его лицо - мне оно напоминает Пьера Ришара! Уверен, что при других обстоятельствах Жак тоже вполне мог стать серьёзным актёром, но в один далеко не прекрасный миг он лишился всего, оказавшись на улице.
Если вдруг кто бывал в Париже, то наверняка подтвердит, что там хватает таких "жаков". За пару евро они готовы рассказывать свои душещипательные истории всем, кто готов слушать.
Как правило, большая часть этих людей уже никогда не поднимется, но наш герой оказался из другого теста. Потеряв всё, он нашёл в себе силы завязать пагубными привычками и вернуться к спорту.
Залом для Саяга стали парижские улицы. Вместо тренажёров и штанг - работа с собственным весом и нехитрые приспособления типа самодельных эспандеров и резиновых жгутов, которые он крепит к заборам и фонарям.
Рядом - пара таких же бездомных четвероногих друзей, тарелочка для пожертвований и банки со спортпитом, как бы намекающие на то, куда пойдёт милостыня.
Бездомная легенда
Как ни удивительно, но Жак сумел набрать достойную форму. Я бы даже назвал её крутой, учитывая спартанские условия.
В какой-то момент бездомный культурист стал местной достопримечательностью. С ним останавливались поболтать серьёзные дяди на "ролс-ройсах", его просили о снимках на память. Фото и видео вскоре ушли в сеть - так Жак стал звездой интернета.
Его историей заинтересовались журналисты, сняв несколько сюжетов с его участием.
Были предложения помочь вернуться к нормальной жизни, но Жак их отверг. По его словам, он привык к лишениям, а былой комфорт может отбить желание тренироваться, а там и до бутылки недалеко.
Впрочем, медийность всё равно пошла парижанину на пользу. Теперь он по крайней мере может достойно питаться, не уповая на одну просрочку, которую выкидывают рестораны и магазины.
Ему даже помогли с абонементом в тренёжерку, где он готовится к соревнованиями. Да-да, он не просто тренируется, но и выступает на ветеранских турнирах.
Лично у меня история Жака Саяга вызвала двоякие чувства. С одной стороны, очень жалко, что человек с таким потенциалом пустил по ветру лучшие годы своей жизни.
С другой стороны, наверное, его достижение в том, что он сумел подняться там, где большинство не смогло. А это уже заслуживает огромного уважения.