Найти в Дзене
transportSpb.com

История конки в Петербурге: уже не карета, еще не трамвай

Оглавление

Сегодня, наверное, мало кто вспомнит, что такое конка. Однако в середине 19-го века этот транспорт стал настоящей революцией для пассажирских перевозок - конка могла предложить перевозку большого количества людей в относительном комфорте и, что самое главное, по весьма доступной цене.

До конки городским транспортом были омнибусы - вместительные кареты на 10-16 пассажиров, проезд в одну сторону обходился в 10 копеек. Однако с ростом города омнибусы уже не могли справиться с высоким спросом, нужно было новое решение.

Для начала им добавили второй этаж, так называемый "империал", это позволило увеличить вместимость до 40 пассажиров, но комфортной такую поездку было назвать нельзя. О чем свидетельствует и народное название пассажиров двухэтажных омнибусов - "40 мучеников".

Охота на омнибус
Охота на омнибус

Необходимость развития городского транспорта была очевидна. Тогда было принято решение о строительстве конной-железной дороги в черте города. Впервые она появилась еще в 1854 году, автором проекта стал инженер Полежаев. В 1860 году грузовые конки стали использовать в Петербурге, а в 1863 впервые начали работать пассажирские конки.

Взлет и падение

Первое товарищество конно-железных дорог организовало строительство линий для конки на следующих участках:

  • площадь Восстания — Невский проспект — стрелка Васильевского острова;
  • Адмиралтейская площадь — Конногвардейский бульвар — 6-я линия;
  • Никольская площадь — Садовая улица — Невский проспект.

И дело пошло! Новый транспорт пришелся по вкусу петербуржцам, пассажиропоток рос замечательными темпами - в первый год работы конка перевезла почти 1.5 млн человек, на следующий уже около 2 млн.

Конка с империалом
Конка с империалом

На Лиговском проспекте, 40 появляется первый коночный парк. В его составе были конюшни, кузница и мастерская по ремонту экипажей.

Депо конки на Лиговском, 40
Депо конки на Лиговском, 40

Активный спрос дал возможность запуска экипажей с "империалом" - вторым этажом, также как и в омнибусах до появления конки.

Лестницу на второй этаж удобной не назовешь
Лестницу на второй этаж удобной не назовешь

Кататься на верхнем этаже было удовольствием сомнительным, но зато более доступным - империал стоил 3 копейки против 5 копеек за поездку внутри вагона.

Все, в общем, у конки было здорово. Да, скорость передвижения 8 км/ч породила поговорку «конка, конка, догони цыпленка», комфорт был очень условным и все прочее, но транспорт пользовался огромным спросом. К 1877 году было открыто уже 25 маршрутов конки, несколько крупных депо.

Но со временем минусы стали перевешивать плюсы. А тут еще и этот технологический прогресс! Еще в 1880 году были проведены первые успешные опыты по запуску электрического трамвая, также в эти годы некоторую популярность завоевали паровики - локомотивы с коночными вагонами.

Конка сопротивлялась отчаянно. Разбогатевшие на транспортном бизнесе владельцы конно-железных дорог всеми силами препятствовали переоборудованию путей под электрический транпорт.

Только в 1902 году транспортная инфраструктура перешла в руки города и началась разработка трамвайной сети. В 1917 году в городе начали работать первые трамвайные маршрута, а конка стала частью истории и навсегда исчезла с улиц Петербурга.

Настоящее и прошлое трамваной истории Петербурга
Настоящее и прошлое трамваной истории Петербурга

Интересные факты

  1. империал на вагонах конки был не так чтобы легко доступен - на верхний этаж вела весьма крутая лестница. А для дам того времени, носивших пышные юбки, подъем был и вовсе делом...непристойным. Поэтому долгое время женщинам не дозволялось ездить на верхней платформе. Раврешение на проезд в империале дамы получили только в 1903 году.
  2. вагон двигался за счет "двух лошадиных сил", но на сложных участках - при подъемах на мост, например - на помощь приходила третья сила.
  3. поворотных колец конная железная дорога не подразумевала - для движения в обратную сторону лошадей просто перепрягали на другую сторону вагона. Трамваи с двусторонними кабинами должны быть благодарны конкам за это технологическое решение.
  4. история конка увековечена благодаря памятнику на Васильевском острове. Памятник весьма известный, но немногие вспомнят, что изначально он представлял собой только коночный вагон. Лошадей "запрягли" уже значительно позднее, а кучер и вовсе присоединился к композиции лишь в 2009 году.
Памятник конке в Санкт-Петербурге
Памятник конке в Санкт-Петербурге