Найти в Дзене

Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Свиридов стал одним из немногих отечественных композиторов XX века, обратившихся к исконно русским традициям и образам.

Своеобразный свиридовский стиль, объединивший особенности фольклорного мышления и принципы профессиональной музыки, сложился благодаря тому, что на протяжении жизни композитор испытывал многообразные художественные влияния. Свиридов в полной мере осознавал двойственность своей творческой натуры:

"Во мне всегда боролись две тенденции: 1) народная, усвоенная с детства, и 2) академическая ("серьезная" музыка, консерватория). Совместить их всегда было очень трудно. Они и в жизни существуют раздельно".

Тем не менее, в своих шедеврах композитору удалось синтезировать эти, казалось бы, противоречивые направления.

Георгий Васильевич Свиридов родился в маленьком провинциальном городке Фатеж Курской губернии.

Фатеж, Курская область , 1966 г.
Фатеж, Курская область , 1966 г.

Его родители имели крестьянское происхождение. Отец служил на почте, а мать работала учительницей.

Революционные события наложили глубокий отпечаток на судьбу этой семьи. Отец, вступивший в Коммунистическую партию, погиб в 1919 году, защищая советскую власть; тогда же от болезни и голода умерли дед и родной брат композитора, а дядя был вынужден навсегда покинуть Россию в составе Добровольческой армии.

После гибели главы семьи мать и сын переехали в Курск.

Первым музыкальным инструментом Юрия (как называли Свиридова в детстве) стала обыкновенная балалайка. Самостоятельно научившись играть на ней, мальчик поступил в самодеятельный оркестр народных инструментов. Оттачивая свое исполнительское мастерство, Свиридов все больше мечтал о профессиональном музыкальном образовании.

Наконец, в 1929 году он отправился на вступительные испытания в музыкальную школу. На экзамене требовалось сыграть что-нибудь на рояле, но так как никакого фортепианного репертуара у Свиридова не было, он исполнил марш собственного сочинения, который произвел на комиссию большое впечатление.

Георгий Свиридов , 1930 г.
Георгий Свиридов , 1930 г.

За три года, проведенных в школе, будущий композитор не только овладел игрой на фортепиано, но и осознал, что хочет посвятить свою жизнь музыке. Он решил продолжить образование в Ленинграде.

Попав из глубинки в большой город, 17 -летний юноша впервые побывал на оперном представлении и симфоническом концерте. Но главным его открытием было то, что в музыкальном техникуме, куда он поступил на фортепианное отделение, можно получить специальность композитора. Показав свои первые пьесы заведующему отделом, Свиридов перешел в класс сочинения.

С необычайным рвением он принялся за освоение новой профессии и уже через два месяца занятий представил в качестве курсовой работы вариации для фортепиано.

Первое произведение, которое принесло начинающему композитору успех, также было создано в училищные годы. Шесть романсов на стихи А.С. Пушкина (1935) поразили слушателей мелодической свежестью и своеобразием трактовки хрестоматийных текстов. Цикл исполняли все - от студентов консерватории до известных певцов, а автора, 19-летнего студента техникума, приняли в Союз композиторов СССР (небывалый случай в практике этой организации).

Георгий СВИРИДОВ , 1936 г.
Георгий СВИРИДОВ , 1936 г.

Символично, что первое обращение Свиридова к стихам великого поэта было ознаменовано крупной удачей. Впоследствии композитор не раз возвращался к музыкальному воплощению пушкинских образов (хоровой цикл "Декабристы", концерт для хора "Пушкинский венок").

В этих произведениях прослеживается духовная близость между двумя художниками: искусство обоих отличалось редкой внутренней гармонией, устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, вызванного глубоким пониманием величия и драматизма переживаемой эпохи.

Особой искренностью интонации среди "пушкинских" сочинений Свиридова проникнуты оркестровые пьесы, написанные для фильма "Метель" (1964).

С конца 1930-х годов до середины 1990-х композитор создал звуковое оформление более чем к тридцати театральным спектаклям и кинокартинам. Эта работа существенно повлияла на его творческую манеру. Свиридов научился с одинаковой легкостью подходить к созданию серьезной и легкой музыки. На основе своих театральных и кинематографических работ он нередко составлял самостоятельные сочинения (вокальный цикл

"Из Шекспира", Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", сюита из фильма "Время, вперед!"). Так произошло и с музыкой к фильму "Метель". Отобрав из нее самые яркие номера, автор дал циклу интересный подзаголовок - "музыкальные иллюстрации" к повести Пушкина.

Живописные пьесы, наглядно воплощающие образы литературного источника, полностью оправдывают это заглавие. Среди девяти частей цикла, отражающих основные этапы развития сюжета, наибольшей популярностью пользуются "Вальс" И "Романс", слушая которые мы будто бы представляем пушкинскую эпоху глазами современного художника .

Впервые ощутив вкус успеха после исполнения шести романсов на стихи Пушкина в 1935 году, Свиридов не прекратил трудиться над совершенствованием своего композиторского мастерства. В 1936 году он поступил в Ленинградскую консерваторию, где обрел опытного и чуткого наставника в лице Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Под его руководством молодой композитор начал освоение различных стилей и жанров, сочинив произведения крупной формы - Первую симфонию, Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Д. Шостакович и Г . Свиридов , 1940 г.
Д. Шостакович и Г . Свиридов , 1940 г.

Свиридов не успел закончить консерваторию в связи с началом Великой Отечественной войны. Его зачислили курсантом в военное училище. Только благодаря вмешательству Шостаковича и других влиятельных лиц, Свиридова демобилизовали и устроили на работу музыкальным руководителем Ленинградского академического театра драмы и комедии им. А.С. Пушкина, эвакуированного в Новосибирск.

Написанная здесь оперетта "Раскинулось море широко", посвященная балтийским морякам, была поставлена в нескольких театрах, на протяжении многих лет не сходила со сцены, а в 1960 году легла в основу музыкального телефильма.

Новый период в творчестве Свиридова наступил по окончании войны . После переезда в Москву в 1950 году он написал вокальную поэму "Страна отцов" на слова армянского поэта А. Исаакяна, где нашел не только близкую тему, но и собственный стиль - возвышенный, проникновенный и искренний.

С этого момента основную часть творчества композитор стал посвящать вокальным жанрам. Лишь изредка он отвлекался на создание инструментальных произведений (так, в 1960-е годы появились сразу два сочинения подобного плана - Музыка для камерного оркестра и "Маленький триптих" ).

Творческие поиски композитора в вокальной сфере продолжились в песнях на слова Роберта Бёрнса (1955), где проходит целая галерея портретов простых людей - типичных героев поэзии великого шотландца.

Вскоре после этого он увлекся творчеством Есенина и в порыве вдохновения за две недели написал несколько песен на его тексты, объединенных в многочастную поэму "Памяти Сергея Есенина". Стихам поэта присуща невероятная музыкальность, но сложно представить, что к ним можно было подойти с большей чуткостью, чем это сделал Свиридов.

« Поэма памяти Сергея Есенина », первая часть Автограф
« Поэма памяти Сергея Есенина », первая часть Автограф

Наряду с Пушкиным и Блоком Есенин стал любимым автором Георгия Васильевича (кантаты "Деревянная Русь", "Светлый гость", поэма "Отчалившая Русь"). В этих произведениях вслед за Есениным, который еще в середине 1920-х годов предрекал страшную судьбу русской деревни, композитор наполнил музыку щемящей ностальгией и тоской по безвозвратному прошлому.

На авторском вечере в Малом зале Московской консерватории ,
1965 г.
На авторском вечере в Малом зале Московской консерватории , 1965 г.

Глубоко сожалея об исчезновении народной музыки из современного культурного обихода, Свиридов неоднократно возвращался к теме русской глубинки. Закономерно, что в одном из подобных произведений он мысленно обратился к местам, где родился:

"Часто я вспоминаю свою Родину - Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края особенно. До пятидесятых годов (как я знаю) хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость - слушать их. Один из музыкальных ладов, на котором построена моя кантата "Курские песни", говорит о глубокой древности своего происхождения. Этому ладу, я думаю, сотни лет. Теперь уже так не поют. Жизнь - неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку. Будет жаль, если она совсем исчезнет".

Стремясь возродить гибнущие на глазах традиции народной музыки, Свиридов использовал в качестве основы для "Курских песен" подлинные тексты и напевы этого края, представляющие широкую палитру песенных жанров - лирические протяжные, бурлацкие, покосные, свадебные, хороводные. Музыкальный язык этих песен связан с древними пластами крестьянского фольклора. Композитор бережно обработал их , окружив своеобразные народные мотивы неповторимым оркестровым колоритом. Учитель Свиридова Д. Шостакович тонко подметил важную черту "Курских песен" :

"Здесь мало нот, но много музыки" .

Какими бы контрастными ни были номера цикла , в их чередовании прослеживается единая музыкально-поэтическая идея - история крестьянской девушки, которая любит, гуляет с милым, выходит замуж, становится матерью, страдает от измены мужа и горюет в "золотой клетке". В первой песне ("Зеленый дубок") метафорой любви, напоминанием о милом выступает цветущая липа . Звучание звенящих тембров челесты и арфы ассоциируется с образом волшебного леса. Идиллия нарушается в третьей части, название которой - " В городе звоны звонют" - передает особенности курского диалекта.

Это проникновенный и суровый рассказ о матери, которая молится за свою дочь. Светлая печаль звучит в песне "Ой, горе, горе да лебедоньку моему", где девушки водят хоровод вокруг своей подруги, ставшей матерью.

В оживленной бытовой сценке "Купил Ванька себе косу" народ осуждает мужа, изменившего жене. Наконец, самая протяженная песня цикла "Соловей мой смутный" представляет собой неторопливый, задушевный напев на фоне таинственного гула оркестра, повествующий о тяжелой женской доле. В противовес этой трагической линии Свиридов ввел в кантату образы весеннего, молодецкого характера ("Ты воспой, воспой, жавороночек"). Танцевальный финал "За речкою, за быстрою" утверждает разгул жизненных сил, поглощающий все личные горести.

Свиридов за работой , 1970 г.
Свиридов за работой , 1970 г.

В 1950-60-е годы композитор создал много образцов вокально-хоровой музыки, но содержание его творчества вовсе не исчерпывалось лирической тематикой. В 1959 году Свиридов написал "Патетическую ораторию" для баса, меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра на стихи В.В. Маяковского, где воплотил ощущение революции, присущее А.А. Блоку:

"Многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна, но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным гулом ... "

Все более нарастающий, а затем "грозный И оглушительный гул революции" композитор передал в напористых, энергичных интонациях, оригинально "распевающих" текст Маяковского.

Дух революционной романтики проявился и в сюите "Время, вперед!" (1965), составленной из музыки к фильму режиссера М .А. Швейцера по одноименному роману В.П. Катаева. В кинокартине, посвященной 50-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции, воссоздавалась жизнь молодых первопроходцев советской индустрии первых пятилеток, занимающихся строительством Магнитогорска. Всенародную популярность приобрела завершающая часть сюиты под одноименным заглавием "Время, вперед!" В исключительно яркой, энергичной пьесе реализуется идея безостановочно бегущего времени.

Георгий Васильевич Свиридов в Ленинграде Фото В . Барановского , 1982 г .
Георгий Васильевич Свиридов в Ленинграде Фото В . Барановского , 1982 г .

Трудно сосчитать кинофильмы, теле- и радиопередачи, в которых она использовалась за годы своего существования. После перестройки эту музыку либерасты сняли с заставки информационной программы "Время", посчитав ее приметой тоталитарного прошлого. К настоящему моменту "Время, вперед!" снова звучит в вечерних новостях, приобретая значение непреходящего символа современности.

Творческая активность Свиридова не снижалась вплоть до самой смерти. Он продолжал черпать вдохновение в творчестве давно полюбившихся поэтов ("Грустные песни", "Барка жизни", "Ночные облака" и "Петербургские песни" на слова А.А . Блока) и находил новых близких по духу авторов ("Весенняя кантата" на стихи Н.А. Некрасова, кантата "Снег идет" на слова Б.Л. Пастернака).

Памятник Г. В . Свиридову в Курске
Памятник Г. В . Свиридову в Курске

Итогом длительного и плодотворного пути в искусстве для композитора явилась работа в сфере духовной музыки. Болезнь и смерть застигли его в процессе сочинения цикла "Из литургической поэзии" в начале 1998 года.

Дом-музей на родине Г . В . Свиридова в городе Фатеж
Дом-музей на родине Г . В . Свиридова в городе Фатеж

Хоровое искусство Свиридова настойчиво напоминает современным слушателям об истоках русской культуры и духовности. Как никто другой Георгий Васильевич умел донести глубокое, серьезное содержание с невероятной естественностью, простотой и убедительностью, заслужив признание и у знатоков, и у любителей музыки. Он всегда творил согласно собственному девизу:

"Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию Истины Мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена эта истина".
Могила Г.В . Свиридова на Новодевичьем кладбище
Могила Г.В . Свиридова на Новодевичьем кладбище