Найти в Дзене
Психологион

Эмоции искусственные и настоящие: в чем подвох?

— Скажи, а у тебя все эмоции настоящие? Или бывают искусственные?

— Чтобы я ответил точно на тот вопрос, который ты имеешь в виду, для начала поясни: а что ты сама вкладываешь в понятия «настоящие эмоции» и «искусственные эмоции»?

— А разве это изначально не понятно? Настоящие – это те, которые возникают по-настоящему, которые не играются специально. А искусственные – это фейковые, те, которые человек делает напоказ. А ты как-то иначе для себя делишь эмоции?

— Ага, понял, что ты имеешь в виду. Ну, если подходить так, то я тебя удивлю: выходит, что все эмоции одновременно и настоящие, и искусственные.

— Это как так?

— Очень просто. Если настоящими называть те эмоции, которые проживаются всем телом и которые действительно меняют наше внутреннее состояние, причем, так меняют, что это можно зафиксировать даже специальными приборами – то бОльшая часть эмоций у всех людей настоящая. Ну, за исключением жалких попыток изобразить частично, лицом и немножко телом, «эмоцию», которая сейчас не ощущается – но этот обман быстро распознается и эмоцией всерьез это назвать сложно. Но при этом – эти же эмоции искусственны, особенно если вспомнить изначальное значение слово «искусственный» — а именно, «рукотворный». То есть сделанный руками человека. Ведь все эмоции мы делаем себе сами. Другое дело, видим ли мы это, осознаем ли, но это уже вопрос про осознанность, а не про искусственность. 

— Так, минуточку. Давай по порядку, что-то много сразу всего. Ты хочешь сказать, что все эмоции мы создаем себе сами?

— Ну, почти все. По моей грубой прикидке, не меньше 80%. А то и 90%. Примерно, конечно.

— А оставшиеся проценты?

— Это ассоциативные эмоции, которые вызываются «напрямую», через связку «ассоциативная картинка» — «телесное ощущение». Ну как если вспомнить про лимон – и тут же ощутить кислоту во рту, скривившись как от настоящего лимона. Ассоциативные эмоции вызываются так же.

— А как создаются вот эти 80% искусственных эмоций?

— В основном – телом. Внешний и внутренний рисунок мышечных напряжений, которые складываются в определенную эмоциональную картинку и вызывают следом за собой привычный букет комплексных ощущений. Как правило, эти ощущения находятся в диапазоне «приятно – неприятно», с разными оттенками и переливами. И вот эти самые мышечные рисунки эмоциональных телесных напряжений мы разучиваем с детства: глядя на людей вокруг, пробуя разные комбинации во взаимных играх с родителями и другими людьми, оставляя себе то, что работает на наши цели. Так, если в семье принято все вопросы решать через обиду, то одна из главных разученных эмоций ребенка в этой семье точно будет эмоция обиды и связанные с ней. Если в семье принято решать большую часть вопросов через интерес, благожелательность и деликатность – ребенок усвоит эмоциональные рисунки из этого спектра и будет пользоваться ими чаще и охотнее. Что работает – то и закрепляется.

— А разве эмоции не проявляются с детства?

— С самого рождения проявляются лишь базовые реакции: крик, плач, удовлетворение. Их можно назвать состояниями и реакциями, но это не эмоции. Эмоции имеют в своем фундаменте культурную основу: эмоции как язык, на котором мы разговариваем, и язык эмоций служит тому же – коммуникации друг с другом. Более того, эмоциональная коммуникация – она одна из самых быстрых. Можно долго объяснять словами, а можно быстро обидеться – и вот уже другой человек, прочитав обиду, что-то начинает делать. Удобно.

— Но что означает то, что ты сказал чуть раньше: «искусственные, но не осознаваемые»?

— Это значит, что весьма большая часть эмоций, которые мы используем, настолько стали нам привычны в определенных контекстах и ситуациях, что мы эти эмоции запускаем даже не успев подумать, надо или не надо их запускать. Ну это как с ходьбой: мы ведь раньше учились ходить, и когда учились – у нас это было неловко, кривовато, за всем нужно было следить сознательно. А как только упустил контроль – сразу же упал. Однако сейчас мы ходим, в большинстве ситуаций, ловко и бессознательно. Мы ведь не думаем каждый раз о том, как сделать шаг и куда поставить ногу? Мы просто идем. И усвоенные паттерны ходьбы срабатывают автоматически. Вот и с эмоциями так же. 

Я люблю сравнивать эмоции и руки. И принципы управления и эмоциями, и руками – очень схожи. И тем, и другим мы не умеем управлять с детства. И тем, и другим мы учимся управлять постепенно. Руки нас тоже не сразу слушаются. И поначалу младенцев даже приходится пеленать, чтобы они себя руками не поранили и не испугали. Но потом, с течением времени, мы учимся свои руки осознавать и даже делать ими то, что нам нужно. Развиваем, в числе прочего, мелкую моторику. И так получается то, что мы имеем сейчас. Мои руки, например, послушно меня кормят. Тебя тоже?

— Да, ем без проблем :)

— То есть ты, как и я, своими руками управляешь, и твои руки делают то, что ты им «скажешь». Но ты им не «говоришь» в прямом смысле, ты просто как бы думаешь о том, что тебе нужно делать – и делаешь это руками. Верно?

— Да, конечно.

— И обрати внимание: ты двигаешь руками «искусственно», в буквальном смысле этого слова. Как бы парадоксально это ни прозвучало, ты «рукотворно» двигаешь руками :) 

— Получается, что так.

— Но считаешь ли ты от этого свои руки «ненастоящими»? Или «неживыми», фальшивыми?

— Пожалуй, нет.

— Вот и с эмоциями так же. Мы эмоции все равно создаем сами, мы ими, как руками, всё равно «двигаем» сами, просто некоторые движения настолько привычны, что мы их уже перестали отслеживать, осознавать. Но от этого эти движения не становятся менее искусственными. Все эмоции искусственны. Это нормально. И в интересах каждого – это как можно скорее осознать, увидеть и начать использовать себе во благо.