Найти тему
Данил Ярешин

steam с чего началось

Оглавление

«Нам не нужен этот Steam»: как стартовал сервис Valve и что говорили о нём игроки

Гнев, отрицание, принятие и любовь.

В 2019 году Steam исполнилось 16 лет. Магазин прошёл долгий путь от лаунчера игр компании Valve до крупнейшего в мире сервиса цифровой дистрибуции. Но с появлением Epic Games Store позиции Steam немного пошатнулись. Некоторые новые игры либо временно покидают магазин, либо становятся эксклюзивами конкурента. Теперь игроки критикуют политику ведения бизнеса Epic Games, принципиально не хотят регистрироваться в магазине и призывают его бойкотировать.

Возможно, в это трудно поверить, но ещё 14 лет назад похожую критику можно было услышать в адрес Steam. Многие игроки не понимали, зачем Valve распространяет свои игры по сети. Раньше как было: купил диск, установил игру и больше никаких проблем. В случае с Half-Life 2 понадобилось подключение к интернету, какая-то сторонняя программа и принудительная установка обновлений. К тому же первое время сервис работал очень нестабильно, что привело к шквалу негативных отзывов со стороны покупателей.

Мы изучили старые игровые новости, комментарии и заброшенные игровые форумы. С цитатами различных игроков и прессы вспоминаем историю Steam с самого начала и до того момента, как его полюбили.

Первые версии и закрытие WON

В Valve размышляли над созданием собственного сервиса цифровой дистрибуции ещё в 2000 году, когда многопользовательские шутеры Counter-Strike и Team Fortress были на пике своей популярности. Компания думала создать сервис, который автоматически бы обновлял её игры, боролся с читерами и одновременно поддерживал до нескольких десятков тысяч игроков в сети.

В то время все мультиплеерные проекты студии работали на серверах WON (World Opponent Network) — бесплатного сервиса, созданного компанией Sierra. В 2001 году Valve полностью выкупила WON и одновременно начала разработку Steam, который на тот момент имел два кодовых названия — Grid и Gazelle.

-2

Впервые сервис Steam был официально представлен в марте 2002 года, на выставке Game Developer Conference в Сан-Хосе. На тот момент Valve рассматривала свой сервис только как платформу для поддержки собственных продуктов и защиты от пиратства. Создание цифрового магазина было в далёких планах. Самая ранняя бета-версия программы выглядела крайне просто — всего шесть ярлыков и три дополнительные вкладки с настройками.

Ранняя версия Steam для тестировщиков
Ранняя версия Steam для тестировщиков

Версию Steam 1.0 в основном распространяли среди бета-тестеров Counter-Strike 1.4. Релизная копия многопользовательского шутера хоть и включала Steam, но спокойно работала и без него. Что же до функционала первой версии, то всё было крайне минималистично. В программе не было магазина или чата. Только окно серверов, список игр и друзей, а также настройки аккаунта. Весь интерфейс был выполнен в серо-зелёных тонах.

Steam 1.0
Steam 1.0

Эффективность самого сервиса оставалась под вопросом. Например, в Steam 1.0 появился Valve Anti-Cheat (VAC), но он так плохо работал, что просто не замечал большинство известных чит-кодов и взломов Counter-Strike. Игроки недоумевали и не видели в наборе функций Steam какой-то смысл. Все патчи для CS можно было скачать отдельно, а их принудительная установка только раздражала.

Полноценный релиз сервиса состоялся в июле 2003 года, но игроки в Counter-Strike 1.6 уже ненавидели Steam. Во-первых, бета CS 1.6 требовала установку Steam и скачивала почти 500 мб данных. Во-вторых, предварительная версия игры появилась в январе 2003 года, но её серверы работали так плохо, что многие не смогли её запустить.

Всеми любимая, но многими неуважаемая (игры выпускать надо вовремя) компания Valve в очередной раз дала маху. С начала появления в сети инсталлятора Steam beta 2.0, необходимого для закачки CS 1.6 начали рушиться одни сервера за другими из-за большого наплыва желающих его скачать. А что самое плохое — рухнул мастер-сервер Steam. По этому поводу Valve остановила тестирование из-за нехватки мощностей серверов и пропускной способности каналов. По слёзным заверениям работников этой фирмы, началась усиленная подготовка к повторному релизу и CS 1.6 всё-таки увидит свет. Кстати, время этого релиза опять неопределенно.